Настольный варгейм: стрельба и движение в «Стратег – Великие Битвы»

Автор: , 11 Март 2013

Я был изрядно озадачен ситуацией, когда у варгеймеров возникали вопросы по вещам, для меня очевидным, а именно – по реализации стрельбы и перемещения отрядов в настольном варгейме и, в частности, в правилах варгейма «Стратег – Великие Битвы». Поэтому, хотя в тексте правил философия автора приведена, я решил подробнее раскрыть эти вопросы.

Как отражается движение войск и стрельба по ним в большинстве правил варгейма? Игроки, на стадии сближения войск прикидывают, когда они войдут в зону обстрела обороняющегося. Передвигают отряды, что бы встать ДО дистанции обстрела, а потом еще несколько ходов медленно и печально перемещают подставки атакующих. Обороняющиеся стрелки несколько раз бросают кубики на результат обстрела, пока атакующие не будут остановлены стрельбой либо не войдут в рукопашный бой со стрелками. Как правило, это занимает несколько ходов. Для чего нужны такие непродуктивные игровые действия? Ответов может быть два. 1.- «А нам так нравится!» – ответ, не подразумевающий комментарии. 2.- «Мы создаем реалистичную картину боя».

Второй ответ может быть использован только в правилах, по уровню детализации стремящихся к скирмишу, где игрокам нравится заниматься микроменеджментом небольших отрядиков, которыми иногда пытаются отыгрывать большие сражения. Действительно, если на подставке отряд в сотню человек, то в пропорциях дистанция стрельбы лука, пращи или мушкета выглядит много больше самого отряда, а игрокам может быть интересно, на этапе сближения стрела попала в Васю, Петю или Ваню.

Для действительно больших битв большими отрядами важен результат (а не процесс) стрельбы по приближающемуся отряду. А это вполне можно сделать одним броском кубика и объединить несколько ходов приближения в один. Кроме этого, можно избежать родового косяка любых игр с подставками солдатиков – неправдоподобного масштаба глубины подставки. Любому игроку известно, что подставки фигурок занимают определенный размер. И когда мы поставим несколько фигурок в шеренгу и выберем масштаб расстояния по фронту отрядной подставки, то масштаб в глубину окажется излишне большим.

Если варгейм подразумевает действительно большие битвы, а не баронские войны или полисные разборки, то достаточно высокий уровень абстракции помогает решить проблемы и с косяком масштаба по глубине подставки и долгое непродуктивное сближение отрядов под многократным обстрелом.

Декларируются следующие вещи: Глубина отрядной подставки отражает не только геометрическое место физического расположения воинов, но и зону контроля, а так же зону стрельбы для воинов, обладающих стрелковым оружием. Ход в игре обозначает достаточно продолжительное время, порядка 15 минут. Сама атака – непосредственный бросок с натиском на обороняющегося врага занимает 1-2 минуты. Именно исходя из этого и указывается в правилах движение отряда. Если атака не достигает цели, то воины устают, теряют строй, одним словом расстраиваются. Когда отряд не бросается в атаку, то за время хода он может маневрировать и пройти гораздо большее расстояние. Это позволяет ускорить в игре перемещения, не связанные непосредственно с боем.

Кстати, задумаемся, какой временной масштаб в играх, где отряды проходят дистанцию обстрела в 100-150 метров за несколько ходов? Каждый ход меньше минуты? А сколько длится тогда все сражение?

Что происходит, когда подставка атакующего отряда рукопашников вошла в контакт с подставкой обороняющегося отряда стрелков? Что и должно происходить – 1 фаза боя – стрельба. При стрельбе важно, что стрелки могут воздействовать на приближающегося противника безответно. Противник еще приближается к стрелкам. Обороняющиеся делают 1 бросок кубика. Рукопашники, если у них нет стрелкового оружия, не отвечают. Мы получим результат стрельбы не за несколько движений и несколько бросков кубика, а за один раз! Стрельба может расстроить атакующих или вовсе заставить их отступить. Если же рукопашники не отступили, то готовы перейти ко второй фазе – ближнему бою. Стрелки, если они легкие застрельщики и им нет смысла вступать в ближний бой, всегда смогут уклониться. Если стрелки линейные, стоят за большими щитами, хорошо вооружены или поддержаны рыцарями, им придется вступить в ближний бой.

Конечно, когда дистанция стрельбы «вшита» в подставку, есть некоторые шероховатости. Но они не критичны, зато помогают избежать долгого и нудного сближения, многих бросков кубика стрельбы и проблем масштаба глубины подставки. Еще раз повторю, это используется для достаточно абстрактных правил настольного варгейма – больших сражений, когда отряды могут отражать несколько сотен, а то и тысяч реальных воинов.

Комментарии

Ваш отзыв