Правила варгейма – “Стратег”: Игра по сценарию – битва под Никополем
Автор: Strateg, 04 Янв 2012
Игра по правилам настольного варгейма Стратег лайт “Великие Битвы“. Сценарий здесь: – Битва под Никополем. Я играю за турок Баязида, за крестоносцев графа де Невера и короля Сигизмунда играет Дмитрий Свидло aka Svid.
Крестоносцы оказались в трудном положении между осажденным Никополем и подошедшей для деблокады турецкой армии Баязида. Если крестоносцы за 10 ходов не разобьют укрепившуюся армию турок, то гарнизон Никополя ударит им в тыл. Я уже после того, как опубликовал сценарий, долго раздумывал над тем, как лучше отразить хаотичность атак крестоносцев. Были мысли разъединить ударный кулак де Невера, что бы три отряда не образовывали единую группу. Иначе крестоносцы, в отличие от реальной битвы, смогут действовать достаточно организовано. Можно было сделать отряд де Невера фанатиками, но он так и так должен первым броситься в атаку, а фанатики бы это делали бесплатно. Делать всех латников фанатиками тоже плохо, поскольку они все разом атакуют, а хотелось, что бы часть рыцарей и венгры отстали. Свид оказался талантливее де Невера и по возможности использовал в атаке максимальное количество отрядов. Надо еще заметить, что в отличие от поля в сценарии, стол у меня не квадратный, а прямоугольный. Атаковать приходилось по длине стола, в более стесненных условиях на флангах. Так что обогнуть холм по ровной местности не так просто. Лес и заболоченная местность проходимы, но замедляют движение и расстраивают все отряды, кроме застрельщиков.
Как я и предполагал, Свиду оказалось достаточно просто организовать компактное наступление. Турецкие конные застрельщики – акынджи – как могли, сдерживали лобовую атаку, обстреливая и уклоняясь от франко – бургундцев. Граф де Невер проявил мудрость, не слушая пылкого графа д’ Э. По совету опытных де Куси и де Вина крестоносцы сплачивали расстроенные порядки, а не летели вперед, сломя голову.
Наконец акынджи не выдержали напора крестоносцев и откатились на фланги, где успешно противостояли конным лучникам венгров. Баязид с султанской гвардией капы-кулу выдвинулся на левый фланг, сербы Лазаревича выдвинулись на правый фланг.
Поднявшись на холм конница крестоносцев спешилась перед кольями. На флангах застрельщики планомерно рассеивали друг друга.
Пешие турецкие застрельщики – азабы – не смогли остановить противника и латники крестоносцев преодолели колья, тратя драгоценное время на приведение отрядов в порядок. Ближе к концу игры мы сообразили, что не давали бонусов стрелкам за стрельбу сверху. В верхней точке холма сейчас расположены копейщики и лучники янычары. Но даже эти бонусы не смогли бы принципиально повлиять на стрельбу по спешенным латникам. Лошади крестоносцев остались перед кольями под холмом.
Бесконечно откатываться азабы не могли и открыли дорогу янычарам. На левом турецком фланге все развивалось как по писанному. Сипахи Мустафы Челеби ударили во фланг продвигающимся по холму крестоносцам. А вот другой сын Баязида – Сулейман Челеби подкачал. Не выдержал удар венгерских латников Сигизмунда и вместе с сербами правый турецкий фланг обратился в бегство. Бегство было не остановить даже тестами на Дисциплину.
В этот момент, поскольку венгерские страдиоты тоже рассеялись, армия крестоносцев должна была проходить тест на Стойкость. Но тест мы проморгали. Не пересчитали стойкость крестоносцев. А после того, как и второй сынок Баязида позорно бежал с холма, на тест уже попали турки. Неважно обстояли дела и у самого Баязида. Он атаковал валахов Мирчи, но те отстреливались и уклонялись от ближнего боя. Капы – кулу я в расписках армий лук не дал. И напрасно…
Янычары не могли справиться с латниками стрельбой. Копейщики янычар в бой не вступали, продолжая откатываться вниз по склону холма. Иными словами, я тянул время, ожидая вылазки из Никополя. Фланги де Невера прикрыты латниками, а янычарам пользы от азабов мало. Шансы на ближний бой у янычаров низкие. Сам де Невер очень страшно вращал над головой секирой, молотя ей во славу Божью.
И тут, возможно, Свид сделал ошибку. Венгры польстились на турецкое злато и захватили лагерь. Да, стойкость турецкой армии упала еще на единичку, но я снова прошел тест. Стоило попытаться атаковать янычар с тыла. Может быть, валахам не нужно было уклоняться от Баязида, а принять бой. Отряд крестоносцев 4 не помог валахам. Не хватало очков командования. Наверно в этом отряде были англичане и немцы, которые не могли найти общий язык, а победа крестоносцев была очень близка. Но десять ходов турки продержались и им на помощь по сценарию пришел гарнизон осажденного города. Это означало победу турок в битве под Никополем.
Свид считает, что 10 ходов на выполнение задачи маловато, лучше 12.))) С другой стороны, если бы три отряда крестоносцев изначально не объединять в группу, то атака бы развивалась медленнее или де Неверу пришлось бы атаковать в одиночку.
Крупных косяков не обнаружили. Мелкие косяки решали “по игроцки”, компромиссно. Кое что надо четче прописать в правилах, а в целом правила варгейма Стратег “Великие Битвы” работают.
Историческая справка: Битва под Никополем.
Ну ты уж понаписал про талантливее Де Невера
это правила Стратега мне позволили не повторять его ошибок.
в целом бой проходил логично, хотя мы сами иногда забывали некоторые модификаторы и тесты проводить.
Да, проблема в сценариях в том, что мы знаем, как действовать плохо и стараемся действовать иначе. Отсюда может получиться не реалистично. С другой стороны – нафиг нужен реализм, если он бестолковый.