Правила варгейма “Стратег”: игра по сценарию – Битва при Марафоне

Автор: , 11 Янв 2013

Персы, возглавляемые Датисом, за которого играет Дмитрий Свидло aka Svid, высадились на берегу марафонской долины. Навстречу им вышли афиняне и платейцы, возглавляемые Мильтиадом, за которого играет Shogun. Игра по переписке по правилам варгейма “Стратег – Великие Битвы”. Используется сценарий – Битва при Марафоне. В последний момент персидский царь заменил сатрапа Малой Азии, который медлил с отплытием в Грецию, на другого опытного полководца.

Армия персов – синие, греческая армия – красные.

1 ход персы

Выпало 2 ОК армии. Приказы Датиса:

“Отважные воины! Мы пришли сюда от имени нашего Солнцеподобного Царя Царей – Дария, повелителя Ойкумены и наместника Ормазды, дабы наказать всех непокорных Царской воле, не принесших ни земли, ни воды, и обуянные гордыней, и безумием своим смущающие народы одаренные покровительством и милостью Царя нашего Дария! Будьте отважны и храбры, выполняя долг ваш, ибо сам Ормузд покровительствует нам!

Застрельщики 10, 8 сместиться к центру и образовать группу с 9, 11, застрельщики 9, 11 сместиться к центру и образовать группу с 10, 8. Застрельщики в командной зоне, приказы не требуют ОК. Конница 1 (2 ОК армии) – Маневр – выдвинуться вперед и встать на левом фланге у гоплитов 7.”

Варгейм - битва при Марафоне

1 ход персов

Очевидно, персы решили отойти от исторического хода событий и действовать по “игроцки” (с) – на победу)) Ну, пока они перегруппировывают силы, спартанцы закончили праздновать и спешат на помощь афинянам.

1 ход, греки

Выпало 3ОК армии. Приказы Мильтиада:

“Свободные гражданы свободных полисов, уважаемые дерьмократы и пастухи коз! Впереди нас волосатые персы как персики, они для нас приветствуемое разнообразие. Показываем им свой голые задницы, чтоб они знали, что их ждет! Мы, носители европейской культуры, не можем отступать перед  лицом диких варваров востока, тиранов и деспотов. Пусть они придут. Мы будем стоять стойко и не возбуждаться. Потом к нам присоединятся спартанцы, вот тогда настоящий праздник и начнется! Противник поступал именно так, как предполагалось. И мы будем точно соблюдать свой план. Каждый гоплит знает свой маневр! Да будет с нами Зевс!

За ОК Каллимаха отряды 1 и К выполняют приказ Маневр, смещаются вправо и образуют группу с застрельщиками 7.”

Варгейм - битва при Марафоне

1 ход греков

Мильтиад решил действовать исторично и усилил фланг за счет центра. Вот только при этом он разорвал фалангу.

2 ход персы

Выпало 3ОК армии. Приказы Датиса:

“Мои воины! Эти трусливые греки не решаются выйти вперед, как подобает достойным мужам! Они подобно крысам готовы забиться в норы и щели и дрожать там от страха и тем покрыть себя позором на века! Пойдем же смело вперед, ибо сам Ормазд благоволит нам! Натяните ваши луки и покройте небо тысячами стрел, пусть познает враг мощь гнева нашего!!!

2 конные застрельщики – 1ОК армии выдвигаться вперед на правый фланг. 8, 9, 10 ,11 (без затрат ОК) – маневр – образовать группу и выдвинуться для атаки – цель отряды греков 5, 4, 3, С. Спарабара (М, Д, А, 3, 5, 4) ОК Датиса – создается отдельная группа и идет вперед, останавливается перед застрельщиками, так чтоб греки были в зоне атаки. ( 1 см от застрельщиков. до греков 5 см) 6 гоплиты – ОК Мегабиза – отделиться от группы и двигаться вперед не обгоняя Спарабару. 7 гоплиты – ОК Артафрена, образовать группу со всадниками 1. Всадники 1 и 7 гоплиты в составе группы – ОК армии, двигаться вперед, не обгоняя Спарабару.”

Варгейм - битва при Марафоне

2 ход персов

2 ход, греки

Выпало 3ОК армии. Приказы Мильтиада:

“Спасибо Аресу! Эти бородатые наконец сами придут к нам, чтобы мы могли их резать. Их стрелы закрывают для нас солнце, но мы поднимем наши щиты и будем сражатьса в тени. Не забывайте, вернуться в дома мы сможем тока с щитом или на щите!”

За ОК Мильтиада отряды М и 5 выполняют приказ Маневр, смещаются влево и образуют группу с застрельщиками 6.

Варгейм - битва при Марафоне

2 ход греков

Греки мутят что то хитрое, продолжают ослаблять центр фаланги. Наверно следуют историческому прототипу, по которому персы прорвали центр фаланги.

3 ход, персы

Выпало 1ОК армии. Приказы Датиса:

Ахура-Мазда решил покарать этих греков, и их полководцы обезумели! Греки известны по всей Ойкумене своей хитроумностью со времен царя Одиссея, но сейчас они перехитрили сами себя! Их центр ослаблен так, что достаточно одного слабого щелчка чтоб переломить их строй пополам. Воины! наберемся терпения, нам осталось недолго ждать пока враг сам себя погубит, и тогда мы обратим во прах всю гордость его, во славу царя нашего Дария!

Конные застрельщики 2 (ОК армии) выдвинуться вперед на правый фланг армии, образовать группу с гоплитами 6 если хватит хода (не хватило)). Застрельщики 8, 9, 10 ,11 – атака центра греков (4, 3, C, 2), в ББ не вступать, при контратаке уклоняться (у нас же застрельщики без расстройства уклоняются). М – маневр, соединиться с гоплитами 6 в группу, выровняться по линии спарабары. А – маневр, соединиться с гоплитами 7 и конницей 1 в группу, выровняться по линии спарабары. (Хитрые персы не указали, за счет каких ОК они совершают маневры и выравнивания. Думали, что никто не заметит как им не хватает командного ресурса выровнять правое крыло. Хотя это не так важно в их позиции.)

Варгейм - битва при Марафоне

3 ход персов

Хотя греки и ослабили центр и их крайние отряды остались без фланговой поддержки, но атака застрельщиков не нанесла им значительный ущерб. Только таксис 2 получил расстройство, которое греки наверняка восстановят. Персидские застрельщики уклонились за спарабару.

3 ход, греки

Выпало 3ОК армии. Приказы Мильтиада:

“Вот оно, ошибка персов! Победа уже с нами! Вперед, сыновья Палласа, покажем спартанцам, что и без их помощи мы сможем бить этих самоуверенных варваров!” (Кто такой Паллас – я не знаю))) Отряд 2 восстанавливается бесплатно и стоит весь ход. За ОК Мильтиада отряды М и 5 образуют группу и атакуют персидские отряды 6 и М. После победы преследовать. В конце восстановить все растройство за счет ОК армий.

ход боя:

И вот Мильтиад бросился в атаку! Хотя не совсем такую, как от него ожидалось. Его таксис заставил отступить с потерями и расстройством ионических греков, которые сражались за персов весьма неохотно. Спарабара Мегабиза не смогла остановить стрельбой соседний отряд гоплитов. Так быстр был их бег. Но в ближнем бою персы бились отважно и грекам не удалось их опрокинуть. Персы все же выманили греков с оборонительной позиции. Теперь на левом фланге греков образовалась дыра, которую заметили конные застрельщики персов.

Варгейм - битва при Марафоне

3 ход греков

4 ход, персы

Выпало 2ОК армии. Приказы Датиса:

“Что то боги сегодня не внемлют молитвам нашим! ;)” (Заявили персы после бесплодных попыток объегорить ведущего))) “Застрельщики 2 (ОК армии) маневр, нацелиться на атаку Мильтиада во фланг. Спарабара 3 (ок Армии), разворот на 90 градусов, получает расстройство,  атака греков 5 во фланг. Спарабара центра (4, 5, Д) – (ОК  Датиса) атака гоплитов в центре подойти и выстрелить, если греки пойдут в ББ уклониться. В этом случае Артабаз тратит свое ОК на восстановление расстройства всей группы. Застрельщики 10 – атака гоплитов 4 совместно с группой Датиса, если невозможно то стоят на месте. (Явно невозможно. Им мешает 3 спарабара, смещая застрельщиков назад). 8, 9, сместиться вправо на ширину подставки.

ход боя:

Мильтиад разгромил своего противника, тест на дисциплину не прошел и преследовал бегущих, получив расстройство. Мегабиз упорно сражается, но не может опрокинуть 5 таксис греков. Персидские стрелки спарабары стреляли бесполезно. Греки прикрылись гоплонами, потом отбросили персов. Спарабара уклонились и восстановили расстройство.

Варгейм - битва при Марафоне

4 ход персов

4 ход, греки

Выпало 1 ОК армии. Приказы Мильтиада:

“Эти персы сумасшедшие! Как им вообще удалось дойти так далеко? Смелее вперед! Приказы: Мильтиад за свой ОК совершает маневр “Кругом!” и в конце хода восстанавливает 1ОР за ОК армий. За ОК Стесилая 4 таксис атакует 3 отряд спарабары во фланг.”

ход боя:

На этот раз исход рукопашной был кровавый. 5 таксис греков и отряд Мегабиза истребили друг друга. 3 отряд персов на прошлом ходу опрометчиво подставил свой фланг. А их предупреждали и отговаривали!))) 4 таксис греков ударил 3 отряду персов во фланг, нанес потери и опрокинул в бегство. Но, перед тем как рассеяться, спарабара заставила уклониться собственных застрельщиков. Но персы бились мужественно, нанесли потери 4 таксису и расстроили его ряды. Греки удачно прошли тест на Дисциплину и не сорвались в преследование. Отряд Мильтиада развернулся кругом, получил 1ОР, но смог его восстановить за счет ОК армии. Восстановить еще 1ОР Мильтиада и 1ОР 4 таксиса грекам не хватило командного ресурса.

Варгейм - битва при Марафоне

4 ход греков

5 ход, персы 

Выпало 3ОК армии. Приказы Датиса:

“Воины! Много наших собратьев полегло, но их смерти не были напрасными! Враг колеблется, у него уже не осталось сил сопротивляться. Их щиты пронзенные стрелами и вываливаются из ослабевших рук, их заливает пот, но они не смеют снять шлемы чтоб отереть лица свои, их колени гнуться к земле под тяжестью их панцирей! Еще одно усилие, еще один шаг, и мы обратим их в бегство!

2 застрельщики (ОК Армии) атака М в ББ не вступать, при контратаке уклоняться. 10 (ОК Армии) атака М в ББ не вступать, при контратаке уклоняться. 8, 9 – атака таксиса 4 – 9 во фронт, 8 с угла. в ББ не вступать, при контратаке уклоняться. 4, Д, 5 – атака, (ОК Датиса), в ББ не вступать, при контратаке уклоняться. Артафрен восстанавливает расстройство. 11 – двигаться вправо на полный ход в сторону М”

ход боя:

Основные события разворачиваются на одном из флангов. Начав контратаку, греки нарушили строй. Застрельщики персов окружают их таксисы. Мильтиад и центр фаланги выстояли против персидских стрел и дротиков. Персидские стрелки не входили в ближний бой и уклонялись. 4 греческий таксис, уже изрядно потрепанный, начал отступать, окончательно расстроившись. Отступление превратилось в бегство, таксис рассеялся. Персидские застрельщики преследовали и добивали бегущих греков.

Варгейм - битва при Марафоне

5 ход персов

5 ход, греки 

Выпало 1ОК армии. Приказы Мильтиада:

“Боги издеваются над нами! Когда мы стояли, всегда получили 3 ОК. Теперь, когда воюем, все время получаем только 1 ОК. Надо нам выбрать себе новых богов! Держитесь смело, храбрые войны! Победа близка! Вон, спартанцы уже видны!”

Отряд Мильтиада за свой ОК занимает круговую оборону. В конце хода восстанавливает расстройство за ОК армии. Стесилай за свой ОК атакует всей группой (3, С, 2) прямо вперед, против 5, Д и 4. При победе преследовать. Каллимах за свой ОК создает группу 1, К и атакует прямо вперед, против А и 7. При победе преследовать.

ход боя:

Фаланга атаковала спарабару и ионийских гоплитов. В центре стрельба персов была безрезультатной и они уклонились. Греки преследовали, пока их левый фланг не столкнулся с застрельщиками противника. На правом фланге стрельба персов была удачнее. Расстроив противника, Артафрен разбил слабый греческий таксис. Каллимах заставил отступить ионийских гоплитов с потерями и теперь связан боем с Артафреном и конницей персов. Мильтиад занял круговую оборону и восстановил строй. Смотрит: – где же спартанцы? Греческие псилы бездействуют в засеках.

Варгейм - битва при Марафоне

5 ход греков

6 ход, персы:

Выпало 2ОК армии. Приказы Датиса:

“Час настал! Вперед без страха, ибо Ахура-Мазда простер крыла над нами и шлет благоприятные знамения! Чу! я слышу писк лакедемонских свирелек, эти хваленые краснотуничники таки осмелились прийти! Что ж у нас достаточно найдется стрел и для них!”

9 – (ОК армии) атака лагеря. Спарабара в центре восстанавливает расстройство за ОК армии и ОК Датис атака фаланги с вступлением в ближний бой. 11 отряд – охват фланга греческого таксиса (с фронта он связан боем со спарабарой). Артафен бьет во фланг Каллимаху. Конница окажет поддержку. 7 – стоять весь ход, восстанавливать расстройство.

ход боя:

Стрельба персов спарабары была малоэффективна против греческих доспехов и гоплонов. Но в ближнем бою они сражались достойно против неглубоких греческих таксисов. 3 таксис понес потери и отступил, но на фланге греков повисли персидские застрельщики, которые и рассеяли греков окончательно.  Стесилай, в свою очередь, заставил отступить отряд Датиса. В отчаянной мясорубке Датис погиб! Каллимах с Артаферном так же сражались решительно, нанесли друг другу потери и расстройство и продолжили бой. Пока происходила рукопашная, персидские застрельщики заняли греческий лагерь и предались грабежу. Это поставило греческую армию на грань катастрофы. Пришлось проходить тест на Стойкость армии.

Варгейм - битва при Марафоне

6 ход персов

Персы тоже были в одном шаге от теста. Издали уже были слышны флейты спартанцев, которые готовы были вступить в Марафонскую долину на следующем ходу. Нужно было продержаться один тест, но греки выкинули на К20 число 15, а нужно было не более 9. Боги за что то разгневались на греков. Наверно, греки не прирезали козленка перед битвой. В панике афиняне бежали марафонскую дистанцию к родному городу, спеша сообщить о случившемся несчастье. (Как же! Лагерь разграбили!))) На бегу афиняне опрокинули опоздавших спартанцев.

Однако и персы понесли серьезные потери и главное, потеряли полководца. В таких условиях Артафрен не решился идти на Афины и отплыл к Дарию. Где его и казнили за невыполнение приказа.)))

ПС

Персы, несмотря на то, что не сразу атаковали и рисковали дождаться спартанцев, спровоцировали греков на нарушение строя. Для персидских легких войск появилось пространство. Псилы греков простояли на месте, как и Мильтиад, который хоть и совершил удачную атаку, но оказался отрезан от битвы.

Для игры на столе по сценарию битвы при Марафоне можно использовать наборы солдатиков древних греков и наборы солдатиков для персидской армии.

Комментарии

Отзывов (93) на Правила варгейма “Стратег”: игра по сценарию – Битва при Марафоне”

  1. Игорь пишет:

    Сергей, извини за вопрос не по теме, ты играл в настолку Commands & Colors: Ancients? Какие впечатления? Не приходилось ли играть в неё по переписке, если да, то нет ли цифрового варианта игры, чтобы можно было быстро создать игровую карту и расставить отряды? Где можно купить настолку с дополнениями? Спасибо.

    • Strateg пишет:

      Если это “Отряды и Флаги” то не играл, но читал. Настолка большого уровня абстракции. Подойдет игрокам, которые на это смотрят сквозь пальцы. Главный по настолкам у нас Максим Френки (или МакВлад). У меня на страничке “ссылки” его блог о бордгейме.

  2. Игорь пишет:

    Но ты же говорил, что вы играли в Диадохов по переписке, а это же одно из дополнений к этой игре?

    • Strateg пишет:

      Отряды и Флаги – игра с брусочками, 1 битва отрядов на гексополе, а Диадохи – кампания на территории всей македонской империи с фишками. Типа, как Меч Рима.

  3. MakVlad пишет:

    Диадохи – это стратегия, по английски она называется Successors. C&C:A – это тактика, и там есть сценарии из войн Диадохов, в первом расширении, если не ошибаюсь. По переписке в такие игры обычно играют c помощью программы Vassal: vassalengine.org/index.php (да простит меня владелец сайта за ссылку).
    Купить настолку можно в западных интернет-магазинах, или в московском клубе-магазине варгеймеров, если там есть. Или объединиться c кем-нибудь в совместный заказ, если не хочется переплачивать.

    • Strateg пишет:

      Спасибо, Максим. На ссылки в комментах я поставил редирект. Но, на всякий случай мы ее отредактируем. Что бы вес не уходил.)) Максим, наверно и киберборду можно использовать?
      Кстати, тебе игры по переписке, как ты видишь на страничке, больше напоминают настольный варгейм или бордгейм?

  4. Игорь пишет:

    Спасибо за ответы. У C&C есть какая то своя особая онлайн программка, где и поле и фишки стилизованы под себя, значит об этом ничего не известно… Сергей, я читаю правила, в них всё вполне логичнои и верно, в мерё своей абстракции, ведь правила Стратег тоже очень абстрактные. Хотя у меня несколько вызывает сомнения механизм боёвки по цветному кубику и в том, что как правило рукопашная не происходит одновременно (т.е. атакующий имеет преимущество), а так же то, что в любой степени потрёпанный отряд всегда бьёт в полную силу…

    • Strateg пишет:

      Да, Стратег абстрактные правила. Но в них отряды, если им нужно двигаться вперед, не идут змейкой влево – вправо, чего не избежать на гексах. В Стратеге стрельба персидских лучников по греческим гоплитам и псилам существенно различается. Псилов перебьют, а гоплитам пофиг. В Отрядах и Флагах, насколько я помню, нет разницы какой доспех и щит у цели. Ну и остальное ты верно подметил.
      Но от настолки наверно и не требуется реализма. Если хочешь больше реалистичности, посмотри “Потерянные битвы” от Сабина.

  5. Игорь пишет:

    Сергей, в C&C довольно много тонкостей, объяснять которые здесь нет смысла. В кратце скажу, что стрельба по гоплитам значительно отличается от стрельбы по псилам. Точно так же нет и проблемы с движением прямо на гексогональном поле, например в предлагаемой мною игре по правилам ФоГ в гексогональном варианте большинство войск имеет чётную дистанцию передвижения, что позволяет как раз двигаться ровно и прямо, а у различных застрельщиков зачастую передвижение на нечётное количество гексов, и оно охватывает достаточно обширную зону, в которой они могут быстро перемещаться, их тоже можно двигать прямо, но чаще всего застрельщики держатсья на почтительном расстоянии от противника, либо огибают его, заходя с бокуили сзади.
    Мне нравится цифровой (настольный) гексогональный вариант по правилам ФоГ, если немного подправить C&C то тоже получится отличная вещь. Я тебе и Стратега предлагал попробовать портировать на гексогональный настольный вариант.

  6. Игорь пишет:

    У поля из квадратов появляется ряд очень серьёзных проблем. Например не одинаковое расстояние между движением прямо и движением по диагонали (игроки будут читерить тем, что будут двигаться по диагонали, т.к. это заведомо быстрее и дальше). На эту тему я в своё время уже не один черновик извёл для расчётов. Кроме того, как ты представляешь себе маневрирование отряда, особенно вокруг своей оси (развороты)? Отряд получается сможет либо стоять фронтом, либо резко поворачиваться вправо-влево, подставляя фланги? И на гексогональном то поле с этим есть небольшие условности, а на квадратичном это вообще будут какие то шахматы, либо вообще без флангов и тыла, либо с кривой системой маневрирования/разворотов, ИМХО.

    • Strateg пишет:

      У Сабина все это реализовано. Конечно, с большой долей абстракции.
      Именно из-за фишек такого рода я предпочитаю естественное движение подставок на столе.

  7. Игорь пишет:

    Квадратичное игровое поле может подойти для настольного варгейма, где не предполагается никаких манёвров кроме лобового столкновения, т.е. опять же – шахматы. В других случаях либо гексы, либо вообще классический “высший” варгейм с линейками…

  8. Legionier пишет:

    Сергей, а можно Ормазд?
    А лучше – Ахура-Мазда, т.к. в то время на пехлеви не говорил никто – только на авестийском.
    По крайней мере, нам в универе так говорили, а я этим людям верю.
    И М. Бойс тоже.
    А то сердце кровью обливается читать ОрмУзд… портит впечатление от прикольного ненавязчивого стиля.

  9. СвиД пишет:

    2 Legioner – спасибо за поправку, это конечно все верно.
    Но если верить википедии то и так и так допустимо ;) и ОрмАзд и ОрмУзд
    Выбрал Ормузда по причине, что это употребительное в европейской литературе имя высшего божества древних иранцев, и соответственно будет более доступно для нашего комьюнити. Мы же не иранцы ;)

  10. Strateg пишет:

    В Европе гомосятина норма, а у нас нет. Вот и разница. Мы варвары? )))

  11. Игорь пишет:

    Так она и в Европе не норма, как оказывается. Сергей, если ты придираешься к тому, что я назвал германцев, кельтов и славян – варварскими народностями, то я имел в виду их “варварскими” по отношению к т.н. “цивилизованным” народностям.

  12. СвиД пишет:

    Сергей, а гоплиты центра пытались вступить в ББ? по идее если они не контратаковали то застрельщики должны остаться на месте.
    Отсюда вылезает такой момент правил, что раз контратакующий отряд вступает в ББ, контр атакованный отряд уклоняется, то не должны ли они выдвигаться вперед?

    • Strateg пишет:

      Поскольку гоплиты при уклонении противника преследуют только по желанию, то не столь принципиально для тебя, вступали они в ББ или нет. Они это делают при контакте подставок. Ты заранее написал, что уклоняешься. Я не стал лишние вопросы задавать Шогуну. Я вообще не вижу причин, по которым рукопашникам после обстрела не вступать в ББ. Разве что они на последнем издыхании.

      • СвиД пишет:

        Я написал “при контратаке уклоняться”. собственно вопрос было ли объявлено желание гоплитов войти в ББ? я даже не буду возражать если Шогун задним числом объявит атаку, а конце концов он первый раз играет ;)
        идея в том, что в принципе, если игрок не заявляет что его обстреливаемые войска идут ББ, то те кто обстреливают могут оставаться в контакте с подставками противника. и продолжать на следующий ход. это может быть важно если например войска приняли формацию “ежа” ведь если они пытаются контратаковать, то это уже не “еж”.

        • Strateg пишет:

          Дим, я понял о чем ты. Я такие вещи всегда делаю по умолчанию. Он же ничего не теряет, если объявит ББ. Ежа он не принимал. А мне лишний раз переспрашивать – время терять. Вот я сейчас тебя переспрашиваю по Мегабизу, хотя уверен в ответе.

          • СвиД пишет:

            в почту ответил

          • Strateg пишет:

            Ну вот для меня это было очевидно. Я даже ход посчитал. Переспросил для проформы. Миша вообще предлагал заточить версию под переписку, что бы не переспрашивать. Но я все же важные вещи переспрашиваю.

        • Strateg пишет:

          Кстати, ты откуда про ежа взял? “Занявшие круговую оборону имеют фронт со всех сторон подставки и не могут двигаться.” Подставка двигаться не может. А не вступать в ББ. Те же окруженные римляне Красса или Цезарь против галлов или при Руспине выдвигали вперед отдельные когорты или центурии, которые потом возвращались в строй. Но легион при этом не сдвигался.
          Тут, кстати, возникает шкодный вопрос. Если еж обратит в бегство врага, как преследовать?

  13. MakVlad пишет:

    А рабство в античности, надо полагать, вас привлекает и радует.

  14. Игорь пишет:

    Вопрос был в несколько ином ключе, чем его понял ты, Сергей. По поводу уклоняющихся войск, атакующие их войска должны проходить обязательный тест на преследование. Если они хотели их атаковать, значит должны продолжить движение за ними, по крайней мере должен быть тест, ведьазарт у воинов никуда не девается.

    • Strateg пишет:

      а) Я хорошо знаю Свида и представляю ход его мыслей.
      б) Я прочел правила))
      в) Я понял, что он ошибся, потому что хотел ошибиться. Ему это было выгодно.
      По сути вопроса. Геометрический размер подставки гораздо больше фактического размера, занимаемого воинами. Воины находятся где то внутри этого пространства. Между ними остается зона контроля, либо зона стрельбы либо зона атаки. Так вот в пределах этой зоны застры покидали дротики, гоплиты обозначили атаку, застры уклонились. В реале это выглядело так. Из фаланги выбегало некоторое количество молодых гоплитов и отгоняло застрельщиков. Пример можно прочесть у меня в статье про Ификрата бой при Лехее. Всей фаланге бежать за застрельщиками не продуктивно. Хотя Ксенофонт это делал при походе 10 000. Но делал по своему желанию, отжимал противника.
      Вот в случае бегства азарт действительно заставляет преследовать и тут нужно пройти тест, что бы не сорваться. Хотя иногда по желанию полезно преследовать. Но застрельщики не бегут. Если они понесли потери, то рассеиваются сразу. Они слишком мелкие.

  15. Shogun пишет:

    Я надеялся, что бросаю убегавшие гереческие наемники в ряды кавалерий и получаю полную суматоху в вражеском фланге..

    • Shogun пишет:

      Кстати, я всех в конце хода восстанавливал. Почему в таблице 2.таксис продолжает иметь расстройства?

    • Shogun пишет:

      Soser: “(Кто такой Паллас – я не знаю)”

      Pallas Athena. Богиня Атена убивала однажды Паллас и раскайваясь, взял его/ее имя себе.
      “Его/ее” я писал не потому, что незнаю как привильно писать, а потому, что личность и пол Палласа точно не установлен.

    • Shogun пишет:

      Soser: “Кстати, ты откуда про ежа взял?”

      Я вот тоже удивлюсь. Где в правилах “Версия Лайт «Большие Битвы»” написана про ежа?

        • Shogun пишет:

          Параграф 5. Маневры.
          Не найду не слова о ежика..

          • Strateg пишет:

            Один отряд или группа отрядов пехоты, не связанные боем, могут на приказе «Маневр» занять круговую оборону (принять ежа). Этот маневр отнимает всю фазу движения. Занявшие круговую оборону имеют фронт со всех сторон подставки и не могут двигаться, в том числе преследовать. Отмена круговой обороны так же занимает все движение. Легионы от Мария до Траяна, средневековые пикинеры, баталии и испанские терции могут совершить такой маневр, находясь в бою.

          • Shogun пишет:

            Ты ввел дополнения? В скачанном мною тексте такого нет.
            А как воюет такой ежик? Получает какиенить штрафы?

          • Strateg пишет:

            Я дописал только “в том числе преследовать”. Проверил файл, закаченный на сайт в статье Правила Стратег Великие Битвы – там все указано. Может ты что то не то скачал. Нет никаких штрафов. Фронт со всех сторон, двигаться не может.

          • Shogun пишет:

            Во блин, так и есть.. а я все читаю версию 2011.года..

    • Strateg пишет:

      Если бы ионические греки побежали, то тогда бы наткнулись на свою конницу. Но они отступили. Они, кстати, не наемники. Их заставили воевать.

  16. Игорь пишет:

    Как можно заставить воевать? о_О
    И какова будет надёжность и польза от этих, с позволения сказать, воинов?

  17. Игорь пишет:

    То что они были – я не отрицаю. Я спрашиваю, как можно заставить воевать?
    Вот кстати выложил игру: druzhina.org/viewtopic.php?id=118

    • Strateg пишет:

      Кнутами. Битва при Фермопилах: “За рядами персов стояли начальники отрядов с бичами в руках и ударами бичей подгоняли воинов все вперед и вперед.”

    • Shogun пишет:

      Странный вопрос – как можно заставить воевать?
      Это ж древная практика. Уже войска Петра I, Фридриха итд. были заставлены воевать палками сержантов или угрозами семям.
      Сами воевать желают тока те, прав которых которых атакуют.. бандиты, которые воюют в надежде добычи.. и идиоты, одураченные какими то идеями.

  18. Игорь пишет:

    А идеями одурманены только идиоты?))
    Если кто скачал игру по ссылке выше, там был не рабочий крак, прошу перекачать первую ссылку, тепер ломалка рабочая. Сергей, если ты не доверяешь таким варгеймам, давай проведём тест, ты отыграешь какое-либо сражение по своей системе, я отыграю его же по системе FoG на компе и предоставлю отчёт?

    • Strateg пишет:

      Каким “таким” варгеймам я не доверяю?
      Я уже на всех ресурсах пишу о бессмысленности делать выводы по отыгрышу сценария. Игроки действуют не как прототипы.

  19. Игорь пишет:

    Так на то и играем, чтобы попытаться решить исход битвы альтернативно, иначе какой смысл в игре, где всё по линейному сценарию и всё заранее предрешено? Даже если действовать по сценарию линейно, каждый раз будут разные результаты из-за эффекта случайности (кубик).
    К “таким” варгеймам – это к таким, которые на гексогональном поле – раз, по правилам FoG – два, портированные на компьютер – три.

  20. Shogun пишет:

    “В этом случае Артабаз тратит свое ОК на восстановление расстройства всей группы”
    Как это понимать? За 1 ОК можно восстановить всю группу??? Даже баз вне командного радиуса??? Мой Каллимах может восстанавливать всю группу Стесилая?

    “Шогун, греки могли преследовать уклоняющуюся спарабару отрядами 3,С, 2 и остановились бы в 1 см от персов.”
    Если греки останутса на месте и Стесилай командует Атака!, тогда 4 воюет с фланга против 3, а остальные дойдут до 5, Д и 4?

    Псилы 6 находитса в зоне безплатного командования?

    Если Мильтиад сделает Кругом!, тогда кавалерия 2 не сможет атаковать его с фланга?

    • Strateg пишет:

      Группа может двигаться, расстраивать и восстанавливаться как единое целое. Спарабара частично лежала в области командования Артабаза. Значит, может.
      Я вот после игры думаю убрать замедление колбасы, с другой стороны затруднить управление, что бы группа полностью входила в зону командования, а не частично. А если часть вылезает, то удвоенное ОК.

      Греки на атаке и так дойдут до персов. Их движение атаки больше расстояния, на которое уклонились персы. Формально я могу продвинуть фалангу (3 отряда) за уклонившимися. 4 таксис тогда останется на месте. Тебе все равно для атаки придется разбить группу. У них разные цели атаки будут. Можешь не атаковать, стоять на месте.
      Псилы 6, наверно не в зоне бесплатного командования.
      Мильтиад, если сделает лихой разворот кругом, получит расстройство. Может принять ежа – будет стоять. Но конные застры персов не настолько сильны, что бы их бояться. Хотя могут немного подгадить.

  21. Shogun пишет:

    Тогда пусть останутса там, где есть. Не надо преследовать.

  22. Shogun пишет:

    Еще один ход выстоять и придут непобедимые спартанцы..

  23. Shogun пишет:

    Я замечаю нештыковину с правилами.
    Скорость персидских легкачей отмечен как 12.
    Правила: “Движение назад или в сторону с сохранением фронта замедляет Дв в четыре раза для любых отрядов и формаций.”
    Движение назад или в сторону должен следовательно быть 4 раза меншим – 3.
    Но почемуто легкачи в сторону свободно двигают 8.
    Чего я неправильно понимаю?

    • Strateg пишет:

      У легкачей нет понятия “фронт”. Они могут двигаться в любую сторону на полное движение. Главное, что бы любой уголок не прошел больше паспортной дистанции.

    • Shogun пишет:

      Блин.. тогда действительно следовало Мильтиада ежем постройт..
      И конные легкачи так же?

      • Strateg пишет:

        Да. Но атаковать могут только из той зоны, в которой стоят. Если стоят во фронтальной, то и атака во фронт. Иначе нужно маневрировать без атаки. Кстати, при пересечении баррикады застрельщики не расстраиваются.
        Вообще, я хочу убрать возможность коннице преодолевать преграды после этой игры.

  24. СвиД пишет:

    Кажется что 4 таксис греков должен был выровняться по центру атакуемой спарабары и сместиться влево примерно на 4 см. Сергей?

  25. СвиД пишет:

    это принципиально. тогда он выйдет из командной зоны Стесилая и межу ним и остальной линией будет больше места для просачивания персидских легкачей.

    • Strateg пишет:

      Это, кстати, интересный вопрос. Абзац в правилах касается проникновения застрельщиков через свои войска. Через чужие не так все просто. Подставка застров не пролезает, будет боевое соприкосновение.
      Надо бы подумать, как прописать. Хотя бы боком подставка должна пролезать, не касаясь.
      Например так: “Промежутки между отрядами противника должны быть достаточными для проникновения застрельщиков без боевого соприкосновения.”

  26. СвиД пишет:

    Сергей, смотри какой момент красивый. измотанный таксис вступает в ББ с застрельщиками, и те ему сливают, но он обязан преследовать и получить расстройство и самоликвидироваться. :) в шахматах это гамбит называется

    • Strateg пишет:

      1. Всяко бывает. При Эйджхилле конница Руперта, победившая врага – сама рассеялась. Кто в погоне, кто в грабеже. Бедный Руперт, никогда после побед не мог собрать свою конницу. В отличие от Кромвеля.
      2. Застрельщиков по правилам не преследуют. Они рассеиваются сразу. Без формального бегства. Преследования не будет.

  27. rar90 пишет:

    Итак, персы победили :) что ж, история уже пошла иначе :) Но жаль Датиса: гибель в шаге от победы… грустно ..

  28. Seagurt пишет:

    Серегй, фраза “Мильтад принимает ежа” звучит несколько нелепо)) Может быть лучше писать “принимает круговую оборону”? Ну или хотя-бы по гречески: “принимает построение ??????” )))

    • Strateg пишет:

      Исправим на “отряд Мильтиада”.
      Я вот думаю убрать возможность коннице преодолевать баррикады. Пусть спешиваются, если хотят. Что думаешь?

      • Seagurt пишет:

        С одной стороны это вполне логично. Но с учетом высокого уровня абстракции может быть логичнее дать им просто какие-то существенные штрафы в момент преодоления баррикады и существенное замедление (простоять как минимум один ход на месте, например). Плюс они должны получить маркер расстройства. Т.е. мы как-бы считаем, что они там сами спешиваются, преодолевают преграду, разрушают её частично, проводят лошадей и снова на них садятся.

        Я ещё хотел предложить убрать тест на стойкость армии, а просто играть до определенного порога стойкости – например до половины. Это понизит роль случайности в окончании сценария. Для игр по переписке это вполне оправдано. Игра идет довольно долго и внезапно заканчивается из-за случайного неудачного броска кубика. Когда это игра за столом – тут присутствует некий азарт (прошел / не прошел тест). А для игр по переписке азарт не присутствует, как мне кажется ))

        • СвиД пишет:

          так сейчас так и играется до определенного порога стойкости. а потом бросают кубик на бегство, прошел \ не прошел.
          Иначе начнется охота на слабые отряды, лишь бы нанести критические потери поле которых армия автоматом сольется.

          • Seagurt пишет:

            Охоту на “слабые отряды” можно очень легко предотвратить, если у каждого отряда будет свой “вес” в уменьшении стойкости. Чем отряд “сильнее” тем больший вклад его гибель должна внести в уменьшение стойкости армии. Вот застрельщики, к примеру, вообще практически не должны влиять на стойкость армии. А гибель легиона должна подрывать стойкость очень сильно. Ну а вообще это просто “мысли вслух”))

  29. СвиД пишет:

    Спасибо Сергею и Сегуну за игру!
    Сегун хорошо сражался, думаю его подвело незнание некоторых нюансов правил. Но это исправляется практикой :)

  30. Shogun пишет:

    Ну да. Некоторые вещи были неожиданностями. Но в общем многое зависело от удачи.
    Был еще вариант тупо стоять. Так я и намеревался поступать, пока не появился выгодная ситуация. Тода персы просто постоянно выскочились, стрелялись, отклонились и восстановились бы.. пока стрельба причинял бы достаточных резултатов для продолжения атаки с ближнем боем.
    А после появления спартанцев можно было грекам атаковать, заполняя дыру в фронте лакедаймонцами.

  31. Strateg пишет:

    1.Сейчас есть штрафы у конницы, как и у остальных. Она теряет время и расстраивается. Но я не представляю, как конница перелезет через баррикады. Например, при Никополе конные спешивались.
    2. Игра заканчивается не случайно. Накапливается критический уровень потерь армии. И даже после этого армия бежит не автоматом, как в ДБА.
    3. Мне кажется, если бы греки тупо стояли, спаранцы успели бы подойти.

  32. Strateg пишет:

    Хочу убрать замедление колбасы за каждый отряд, начиная с 4. А сделать длинную линию менее управляемой за счет того, что группа должна целиком входить в командную зону.
    варианты:
    а) группа двигается за 1 ОК, только если все отряды полностью внутри зоны. Если отряды группы неполностью в зоне, то 2 ОК.
    б) мягче вариант. 1ОК на группу, отряды которой хотя бы частично в зоне. А дополнительный ОК платить, если отряды группы полностью вылезли за зону.
    А то Артафрен больно лихо со своего фланга восстанавливал дальние отряды, когда в его зоне был только один отряд группы.

    • СвиД пишет:

      “А то Артафрен больно лихо со своего фланга восстанавливал дальние отряды, когда в его зоне был только один отряд группы.” Персидская магия :) на самом деле я тебе давно уже предлагал каждый отряд восстанавливать за отдельные ОК. правила на замер зоны командования в рамках группы мне кажется сложным для такого формата правил. лучше движение замедлять, как и было.

      • Strateg пишет:

        С замедлением чит есть.
        Я все уже сделал: “Отряд находится в зоне командования, если хотя бы часть его лежит в пределах командной дистанции.”
        Ничего сложного.
        Если отряд из группы совсем не входит в зону командования то он либо отваливается от группы, либо на такую группу 2ОК.

  33. Shogun пишет:

    А сколько спартанских отрядов и с какими данными появилось бы на поле боя?

    • Strateg пишет:

      1 отряд, с характеристиками как у Мильтиада.

      • СвиД пишет:

        мысль в слух: обычно когда выходит резерв на поле, его трудно задействовать из-за удаленности резерва от командиров. может на первый ход после его появления позволить игроку сходить им бесплатно, без ОК. в дальнейшем командование по обычной схеме.

        • Strateg пишет:

          Резерв на столе в любом месте выставляется.
          “Этот отряд считается подошедшим резервом, формируется заранее и сразу выставляется в любом месте на исходных позициях атакующего.”
          А в сценарии – по ситуации.

          • СвиД пишет:

            ну о том и речь – “выставляется на исходных позициях” а атакующие к тому моменту вперед уходят и резервы выпадают из зоны командования. и таким образом атакующему их не задействовать без трат доп. ОК. известно, что иногда лишние ОК ценнее самих отрядов

          • Strateg пишет:

            Ключевое слово “сразу”))

  34. Макс пишет:

    То есть выражение Афина Паллада, я вижу, всем незнакомо…
    Зато страшный Паллас вопросов не вызывает…

  35. Макс пишет:

    Кстати, тут рогала развизжался, а я за дискуссиями на Легионе не наблюдал пристально, так что возник вопрос: тебе на X Legio в ходе последнего обсуждения хамили?

  36. Макс пишет:

    Я тебе написал: французские данные есть, по самим генуэзцам данных пока не нашел, а по самим итальянцам у меня литературы нет.

Ваш отзыв