Правила варгейма “Стратег”: настольная игра по мотивам битвы слонов

Автор: , 18 Апр 2013

ГалатИграл, как обычно против Дмитрия Свидло aka Svid. Настольный варгейм по правилам “Стратег-Великие Битвы”.  Вторжение галатов в Малую Азию. На встречу им выходит сирийский царь из рода Селевкидов Антиох. Сценарий не делали, решили играть по мотивам “Битвы слонов”. Полководца галатов в игре никак не именовали, но судя по всему его можно назвать Лонорием. В войске галатов много колесниц, Антиох рассчитывает в битве на слонов.

Строго говоря, в историческом войске Антиоха, собранном на скорую руку, половина состояла из легких войск. В игре у селевкидов 3 таксиса сариссофоров. Особенность сариссофоров заключается в том, что фаланга редко доходит до боя. Чаще судьбу сражения в игре решает конница, легкие войска и слоны. Фаланга является костяком строя и самые сильные войска простаивают без дела. У галатов в армии было много фанатиков, которыми трудно управлять. Однако при торговле за местность галаты выбрали атаку. Для фанатиков это бонус, поскольку они рвутся в бой без приказов. Кроме того, галаты получили 10% резервов к атакующей армии. Селевкиды выбрали оборону, надеясь сдержать врага пиками. По пересеченной местности фаланга при атаке могла расстроиться. Элементы местности выпали: холм, река с мостом и канава.

Настольный варгейм - битва слонов

Синие – селевкиды, красные – галаты. Крестиком отмечены отряды полководцев, которые сражаются в рядах конницы. При расстановке селевкиды не знали направление атак галатов. Галаты подвижны, могли атаковать через канаву, часть сил бросить через мост. Поскольку фанатики бросаются в бой без приказа, то галатам не страшно, что часть их сил могла оказаться вне зоны командования. Поэтому один отряд конницы и два отряда пельтастов селевкиды оставили в резерве у моста и загнули фланг фаланги к канаве. Однако галаты решили атаковать компактно по ровной местности. Для их колесниц это единственно возможный вариант. Впереди выставлены легкие колесницы, сзади серпоносные. Для маневра легких кельтских колесниц в такой тесноте явно мало места, а легкие колесницы могут маневрировать как застрельщики, двигаться в любую сторону. Правда, у конных лучников селевкидов, скачущих перед фалангой тоже мало места.

Настольный варгейм - битва слонов

Галаты рванулись вперед всеми силами сразу. Фаланга – сомнительная цель для легких колесниц, но галаты могли метать дротики и уклоняться от ближнего боя.

Настольный варгейм - битва слонов

Селевкиды начинают подтягивать второй эшелон. Отряд пеших застрельщиков переправляется через канаву в направлении лагеря галатов. Почему я не направил туда конных лучников, это загадка. Забыл, что конные застрельщики канаву преодолевают легко. Это не овраг. (Плохо знал правила))) Элитные войны галатов и жуткие отморозки гезаты (строго говоря гезаты были в Италии) прошли сквозь своих легкачей. Застрельщики селевкидов не смогли нанести им урон. А вот для чего легкие колесницы бросились на сариссы я уже не помню))).

Настольный варгейм - битва слонов

Легкие колесницы, как и следовало ожидать, повисли на сариссах фаланги. Другие колесницы успешно обстреливались конными лучниками. На движение застрельщиков в лагерь галатов приказов не хватало. Они стояли за канавой раскрыв рот и смотрели в изумлении на дикие колесницы. На правом фланге галатов была иная картина. Вокруг Антиоха сражались гетайры. Им выпало отступление с потерями. И так случилось (выпало 6 на К6) что Антиох погиб. Соседний отряд азиатской конницы селевкидов галльская конница разбила без труда. Оставалась надежда на небольшой отряд слонов. Но слоны были расположены неудачно. Они не входили в группу с другими союзными отрядами. А ведь застрельщики могли встать с обоих сторон от слонов. Правда, вступив в рукопашную, они бы неминуемо погибли, но не дали бы возможность поддержки фланговым галатам против слонов.

Селевкиды, помня об историческом исходе сражения, все же погнали бедных слонов на убой. Я чаще руководствуюсь соображениями историчности, чем игровыми расчетами. На самом деле тут плохо отработали правила.

Настольный варгейм - битва слонов

Слоны получили по полной программе, в бегстве разогнали застрельщиков и атаковали стоящих на пути пельтастов. Пельтасты погибли под ногами собственных слонов. Хотя почему они погибли, если их скорость выше скорости слонов и они могли уклониться? Опять незнание правил.((( Это когда чукча только писатель, а не читатель. Собственные правила не читает, а хитрый Свид не подсказывает. Тем временем галльская конница добила гетайров. То, что конные лучники селевкидов уничтожили еще один отряд кельтских колесниц уже не спасало ситуацию. Селевкиды не прошли тест на Стойкость и побежали вслед за слонами.

Игра закончилась очень быстро. Меньше двух часов потребовалось на позорный слив. Выводы:

1. Собственные правила настольного варгейма неплохо бы знать.

2. Некоторым слонам, которые воюют против неподготовленных армий дается за дополнительную денежку свойство “Устрашение”. Я не хотел вводить лишние сущности, но они оказались не лишние. Теперь еще до боя со слонами, если галаты (или римляне против Пирра при Гераклее или при Баграде) не пройдут тест на Дисциплину, то побегут еще до начала рукопашной. Так же могут побежать и поддерживающие отряды. (Это же свойство устрашения иногда можно применять для артиллерии на этапе появления пушек на поле боя)

3. Фанатики слишком круты. Они имеют бонус в ближнем бою, а сложности управления не компенсируют этот бонус. Поэтому свойство “фанатизм” будет стоить денежку.

Комментарии

Отзывов (21) на Правила варгейма “Стратег”: настольная игра по мотивам битвы слонов”

  1. rar90 пишет:

    Вот! Правила надо знать… на уровне рефлексов и инстинктов… Иначе быть беде. Дьявол… кроется в мелочах… :)

    • Strateg пишет:

      Да при игре в живую я больше от эмоций исхожу. А все точно просчитывать занудно. Превращает игру в математический алгоритм. Все тонкости надо считать до и после игры.

  2. rar90 пишет:

    да… но когда отдаешь приказ, то кучу нюансов надо учитывать… Иначе: не добегут, не успеют, рассеются и так далее. В реальности мастерство полководца в том и состояло, чтобы выбрать нужный момент – и отдать приказ. В игре же этот самый приказ отдается на основе знаний и механики игры… вот ее и надо знать… На уровне рефлексов, деталей и мелочей… :)

    • Strateg пишет:

      Это да. Ты должен знать правила, что бы ход в них вписывался. Но чем интуитивнее правила, тем лучше. Поскольку общая механика мне известна, то в ее рамках я не замарачиваюсь на предварительный расчет, а действую по истории. Вот я и слонов так кинул в бой. А правила то и не сработали. Значит, нужно вносить коррективы.

  3. rar90 пишет:

    ну.. правила же не будут корректироваться в расчете на каждое известное нам сражение? иначе просто абзац получается, рюшечек на все не напасешься…

  4. svid пишет:

    Слоны пошли в одиночку на самые сильный отряды в армии галлатов – конечно огребли. правила работают правильно в этом случае – один в поле не воин.

    Наверное Антиоху надо было слонов с легкачами или пельтастами в группу сводить и к фаланге в общую линию.

    кстати моя легкая колесница пошла на фалангу потому-что ее тупо некуда было девать :) и то что она могла уклониться я просто забыл ;) но теперь буду знать

  5. rar90 пишет:

    ну слонобоязнь… Получается, это должен выбирать тот, у кого нет слонов, и платить за это дополнительную денежку: боятся ли его войска слонов или нет. Может, теже галаты как римляне – тренировку устроили.
    и будет забавно, если войска возьмут “защиту от слонов”, а противник так и не возьмет самих слонов в свою армию.. или это надуманная коллизия?

    • svid пишет:

      хорошая идея :) любая армия по умолчанию имеет слонобоязнь, пушкобоязнь и может за денюжку избавиться от нее.

    • Strateg пишет:

      Нет. За то, что слоны устрашающие – платит хозяин слонов. Он же бонус получает.
      Но вообще случаи паники от слонов очень редкие. Мы то играли что то вроде исторического сценария, где это должно быть ярко выражено. А в общем случае это совсем не обязательно использовать. Поэтому я раньше и не вводил это правило.

  6. rar90 пишет:

    Странная логика. Вот есть слоны. Их покупает игрок Вася. При этом Вася же должен платить дополнительно денег за то, чтобы его слонов боялись. на них что, за эти деньги дополнительные девайсы вешаются?:) особо устрашающие? Хотя по логике, боязнь слонов зависит от тех войск, что купил себе игрок Петя. Купил много крестьян, или мало элитных ветеранов – неважно, будут они бояться слонов или нет – все равно определяет Вася. Почему?
    Как раз логичней предложение Svid… слоны\пушки по умолчанию всегда устрашают, а вот пугаются их или нет – зависит от противника, то есть, от войск, выбранных Петей…

    • Strateg пишет:

      Да, вешают дополнительный девайс. Бонус. Допустим, Большой щит – опция. Он дает бонусы и стоит дополнительные монеты. Так же и с устрашением.
      Но происходит это не совсем так, как ты написал. Я исхожу из того, что играют адекватные люди, интересующиеся историей. Они договариваются, возможна ли слонобоязнь на этот период у этой нации.
      Даже если игрок берет бонус устрашения без договоренности, то он все равно платит за это деньги. Значит, он сможет взять меньше других войск, может быть не сможет взять лишнего командира или не сможет построить укрепленный лагерь. Это как решать, поменьше взять крутых отрядов или побольше бестолковых.
      Вопрос остается в стоимости этого бонуса. Пока на одного слона или одну пушку решили тратить 10 дополнительных монет. А бонус фанатиков будет 1 монета за юнита, то есть за подставку 4-5 монет.
      В предложении Свида ты сам нашел минус. Петя заплатит за то, что его армия не боится слонов, а Вася слонов не возьмет.

  7. rar90 пишет:

    я то как раз считаю это плюсом: армия или готовиться к битве со слонами, а значит меньше уделяет времени чему-то другому, или не готовиться. Тут появляется элемент интриги, как для Васи, так и для Пети…

  8. rar90 пишет:

    к тому же есть еще один плюс покупки именно защиты от слонов: это возможность создавать отдельные “противослоновые” отряды, которые по ряду причин не боятся…

    • Strateg пишет:

      Армии, которые не знакомы со слонами, не могут к ним готовиться. Если армия готовится каким то способом, значит она уже сражалась со слонами.
      Например, при Гераклее римляне боялись слонов. В следующей битве при Аскулуме не боялись, подготовились, наделали всяких приспособ.
      Никаких противослоновых отрядов не было. В эллинистических армиях могли быть так называемые “слоноборцы”, да проку от них не особо.

  9. rar90 пишет:

    ок, я понял точку зрения. выходит или вся армия боится слонов, или вся армия не боится слонов. Всякие варианты элитных наемкников, которые знают слонов и не боятся их – отпадают…

    • Strateg пишет:

      Мне не известны примеры, в которых перемешаны отряды элитных наемников, не боящихся слонов и ополченцев, боявшихся слонов.
      Вот непонятна ситуация, почему македоняне не сдрейфили при Гидаспе. Наверно, посмотрели слонов и при Гавгамелах и в Индии до Гидаспа.

  10. rar90 пишет:

    ну … может они и испугались, но на ходе битвы это никак не отразилось ..

Ваш отзыв