Правила настольного варгейма: АоТ

Автор: , 09 Июль 2012

 Дошла очередь до правил настольного варгейма АоТ. Раньше я не хотел выкладывать эти правила, потому что от меня требовали их внимательного прочтения и игры по этим правилам. Теперь я и внимательно прочел и поиграл. Правила АоТ существуют достаточно давно, претерпели многочисленные изменения в различных версиях. Название правил АоТ без ложной скромности недавно присвоила фирма Звезда, применив его к правилам на Отечественную войну. На самом деле это название достаточно давно использовал для собственных правил настольного варгейма Алексей Калинин aka Chebur. Мой заклятый друг, враг и оппонент в форумных спорах вот уже десяток лет. Текст правил, возможно, еще будет редактироваться. Поэтому более правильно назвать версию – бета.

Правила распространяются на античность, темные и средние века. Труднее определить географический регион применения правил. Примеры, приводимые в правилах и отчеты о битвах относятся к Европе. Однако, самый активный игрок по АоТ Иван Галушко aka Baraka настойчиво доводил до меня мысль, что вся европейская история, это просто эпизод, а вот настоящая военная история творилась в Китае и Японии. Так что судить о применимости АоТ географически я не готов.

Правила пофигурные. Вы бросаете один, а то и два кубика за каждую фигурку, а не за отряд в целиком. Вам придется перемещать фигурки солдатиков внутри отряда, из шеренги в шеренгу, с подставки на подставку. А теперь представьте, что вы играете большим количеством пикинеров. Представили?

Полноценный отчет о битве с иллюстрациями писать не готов. Фотки получились не очень, трудно реализовать в схемы. Поэтому опишу словами, словно Филипп де Коммин.)) Поскольку сражался я за Карла Смелого против злобных швейцарцев. Все дело в том, что со злыми швейцарцами мы уже играли по правилам настольного варгейма Стратег и хотели сравнить некоторые моменты с АоТ. Так вот швейцарцы в этой битве смогли здорово удивить Карла.

В целом, поиграли нормально. С учетом того, что я играл первый раз, мучал Ивана вопросами и спорами, игру довели до конца. Можно сказать, что игра закончилась исторично, Карл проиграл. Битва, благодаря моим жарким спорам перед началом игры, напоминала битву при Муртене. С учетом того, что в середине сражения разыгралась буря и принимая в расчет финальный конец Карла – было похоже на битву при Нанси. Кстати, когда случилась буря, один из отрядов, то ли от страха, то ли заплутал???, но выбежал из собственного лагеря за край карты. Причем, по правилам все расстроенные отряды обязаны!!! уходить именно в лагерь, а не бежать с поля.

На вопрос: – Если результат историчен, чего тебе еще надо? – могу ответить, что в частном случае подобного результата наверняка можно добиться и в Эпохе Битв. (Помню, коллеги получили историчный результат для Гастингса) Это как то характеризует историчность ЭБ?

Жаркие споры перед игрой разгорелись из-за местности и укреплений. Укреплений, как таковых, в АоТ нет. Есть только колья. Которые не стоят монет при комплектовании армии. Укрепленного лагеря не существует в принципе. Поскольку при Муртене были и укрепления на поле и укрепленный лагерь, я заартачился от такой жизненной несправедливости. Карла не просто удивили, а реально опустили. А еще ему и артиллерию давать не хотели. Которая совершенно не эффективна, но стоит в два раза больше, чем отряд жандармов. Объясняется это тем, что артиллерия – ненужная в игре финтифлюшка. Делать нечего, я взял неэффективную дорогую артиллерию, которую в реальности Карл холил и лелеял, и решил хоть как то обставиться кольями. Никаких ограничений в правилах на использование количества кольев нет! Я хотел обставить по периметру лагерь и построить линейные укрепления. Поскольку трактовал правила Иван, а я, как положено, ему внимал, выяснилось, что это вовсе не колья, а изгородь – элементы местности определенного размера. Правда, на слабенький защитный вал мне и этого хватило. Тут нужно добавить, что элементы местности, впрочем, как и колья, не замедляют движения и могут только привести (или не привести) к расстройству.

Интересно, что побитые спешенные рыцари в плотности два движутся по болотам и холмам со скоростью, равной скорости легких застрельщиков в плотности два. Но плотность – это краеугольный камень АоТ, тут уж комментировать сложно… Если вы думаете, что получите бонус, находясь на холме, по отношению к противнику, находящемуся ниже – не надейтесь. Есть еще интересный момент с местностью. Если краешек уголка вашей цели закрыт лесом, по ней стрелять нельзя. Но если цель в лесу находится полностью, то можно. Есть сложности и с формулировкой опушки леса, но останавливаться подробно – статьи не хватит.

Следующим неприятным открытием для меня и удивлением для Карла была расстановка армии. Она осуществляется не далее движения от лагеря. Как в таком случае Магон спрячется в засаду при Требии или засадный полк на Куликовом поле – остается загадкой. Они просто не смогут отойти от своего лагеря. Впрочем, ни засад, ни обходных движений правила не предусматривают.

С командованием я разобрался далеко не сразу. Могу сказать, что сделано оно оригинально и построено на случайной активации командиров. Командиры в АоТ почему то называются генералами и полковниками. Механизм командования подталкивает игрока всю армию собирать в кучу. Если разбить армию на центр, левое и правое крыло, то какая – то часть армии будет совершенно не эффективна, потому что командующий этой частью армии может и не быть активирован. То есть, интуитивно играть не получится. Нужно четко понимать заложенный алгоритм командования, а не вести себя так, как вы бы вели себя на поле боя. Мне даже пришлось поместить отряд жандармов с командиром позади пехоты, что бы пехота хоть что – то могла делать. Дифференциации по таланту командиров и дисциплине армии в правилах нет. Все зависит от сообразительности игрока, а не от таланта его полководца. Я, конечно, сообразительностью отличиться не мог, а Иван – самый опытный игрок в АоТ. Артиллерия, как и стрелки стреляют по приказу. Подразумевается, что если под носом появляется враг, артиллеристы и стрелки сами не могут сообразить, что пора стрелять.

Короче, расставился и командовал я, с точки зрения АоТ бездарно))). Правда, Иван в конце игры мне подсказал, что именно такую мою расстановку ему пришлось бить очень долго. А если бы я расставился как опытный игрок, скучковав всех вместе, то он бы разбил меня быстрее. Так что и Карл немного удивил швейцарцев.

Пушки мои вынесли очень быстро. Правда, Иван меня об этом предупреждал еще до игры. Надо заметить, что артиллерию прикрывали с обеих сторон спешенные жандармы, которые отбросили атакующих. Однако, по правилам АоТ был контакт (!) атакующих застрельщиков с артиллерией на защищенной (!) кольями позиции. Атакующих отбросили, но расчет пушек убежал навсегда в неведомую даль.

Наконец мои укрепления начали штурмовать швейцарские баталии. Спор по баталиям бесконечен. В АоТ это сдвоенные подставки. Но, вторая (задняя) подставка ведет себя странно. Она не влияет на атаку баталии в целом, а является просто резервом для заполнения шеренг первой подставки. Двигаться, проходить тесты, получать деморализацию и прочие прелести подставки могут самостоятельно, а не как единый большой отряд. Эти подставки – два разных отряда. Бог судья этим злым швейцарцам! Они не понимают, что творят)))

Деморализация – достаточно интересный механизм, позволяющий распространять панику на соседние отряды. Но может случиться так (как случилось у меня), что ваша армия, совсем уже разбитая, будет сражаться до последнего отряда. Порога стойкости армии не существует.

В ходе штурма моих укреплений выяснилась интересная для меня подробность. Что бы нанести удар не во фронт (именно так! В АоТ нет понятия фланг и тыл, есть понятие «не во фронт») отряд должен полностью пересечь линию фронта атакуемого отряда. И случился казус! По крайней мере, для меня это выглядело так. Мой один отряд атаковали три! вражеские баталии в единой линии. Одна с фронта, а другие касались моего отряда уголком. Но два крайних не могут атаковать с фланга! Считается, что все три баталии! атакуют цель с фронта. Ну, потеснятся там как то наверно, уплотнятся… Хотя мне было выгодно не получить удары во фланг, но граф Кревкер, присутствующий на укреплениях, чуть с коня не свалился от изумления.

Побили швицы мою пехоту на укреплениях. Лагерь брать не захотели. Не положено швицам заниматься грабежом до окончания боя. Это исторично)) А пока происходили эти события на укреплениях, несколько отрядов жандармов, во главе с Карлом, окруженным своим Отелем и гвардией, выехали с фланга в центр поля. Карл бы и рад был атаковать «не во фронт» (в тыл, короче…) швейцарские баталии, штурмующие укрепления. Да система командования не позволяла ему завернуть конное крыло боевой линии. А может дело и не в правилах, а это Карл проявил свой безбашенный характер, как в битве под Монлери. Жандармы кинулись на стоящих возле собственного лагеря рыцарей Рене Лотарингского. Сам Рене тоже был вынужден тусоваться в тылу. Может система командования мешала, может трусил, может хотел руками наемных швицев вернуть себе Лотарингию.

Последняя отчаянная атака бургундских жандармов имела некоторый успех. В ее ходе произошел интересный момент. Противоборствующие отряды Рене и Карла бились друг с другом и полностью расстроились. Между Рене и Карлом завязался спор. Рене сообщил, что Карл командовать не может, потому что отряд находится в бою. На призыв Карла: – Ах так! Выходи, подлый трус и сражайся, раз мы в бою! – Рене уклончиво ответил, что в бою мы «как бы», а на самом деле наши отряды полностью расстроены, поэтому бой нам только кажется. В ходе дальнейшего сражения Рене трусливо сбежал в собственный лагерь. Хорошо, что в АоТ нет вынужденного преследования бегущих, а то жандармы окончательно рассеялись бы по всему полю. – Неужели мы не сорвемся преследовать бегущих? – вопрошали жандармы Карла. – Деметрий преследовал при Ипсе, Антиох при Рафии, даже при Заме преследовали бегущую конницу Ганнибала. Чем мы хуже? Как же рассеется конница Руперта при Эйджхилле? – Раз в правилах не предусмотрено, значит не сорвемся! – отвечал недоумевающий Карл.

Тем временем остатки бургундских жандармов были постепенно окружены швейцарцами. Пытаясь пробиться, последние жандармы атаковали баталию, построившую ежа. Лес швейцарских пик смотрел на жандармов, которые понесли уже потери и оставались в плотности 3. И тут бургундцы оторопели. Оказалось, что против швейцарских пик ланс жандармов бьет только на 6, а вот меч на 5 и 6. Знали бы бестолковые жандармы, что меч надежнее против швейцарских пик, чем длинный ланс, может быть бы и остались живы. А пока они удивлялись, были безжалостно уничтожены. Так Карл Смелый был наказан за то, что слишком много удивлялся в бою по правилам АоТ))). Кстати, знаете почему Карла звали Смелым? Он не боялся задавать вопросы автору правил.

Скачать правила настольного варгейма АоТ

Комментарии

Отзывов (10) на Правила настольного варгейма: АоТ”

  1. rar90 пишет:

    Очень интересный обзор… Правда, к своему стыду я так и не понял цели его написания: чтобы народ поиграл в АоТ или наоборот, чтобы и близко не подходил?:) Или это такая завуалированная критика?:)

    • Strateg пишет:

      Думаю, каждый игрок может сделать самостоятельный выбор, почитав или попробовав поиграть. Я озвучиваю собственное мнение. Очень часто оно не совпадает с мнениями других игроков.

  2. rar90 пишет:

    Ок, я понял, спасибо.

  3. rar90 пишет:

    Да я редко хожу на ПБ, потому – не вижу…

  4. Armagnac пишет:

    Добрый день! Статья получилась, правда, очень забавная ))) И я прекрасно понимаю ее автора. На мой скромный вкус правила АоТ (которые были мною внимательно прочитаны; увы, довольно давно) страдают несколькими органическими недостатками. У меня так просто вызвала оторопь система командования. Это нечто! )) Зависимость попадания от плотности строя, одинаковая скорость перемещения разных родов войск… Как-то оно не комильфо… Но это всего лишь частное мнение )))

    • Strateg пишет:

      Система командования мне показалась сложновата. Может быть с непривычки. Главный лейтмотив правил – оригинальность.

  5. Armagnac пишет:

    На мой взгляд, система командования не сложновата, а просто нелогична. В частности, необходимость отдачи специального приказа, чтобы обстрелять противника кажется мне надуманной. И таких моментов немало. Оригинальность – да, присутствует несомненно. Но для меня это не повод тратить свободное время на освоение АоТ. Есть гораздо более интересные системы.

    • Strateg пишет:

      Там много чего нелогичного. Я не могу свободно комментировать здесь АоТ, потому что Леша мой коллега. Здесь он не появляется и ответить не может. А там где он бывает я ему высказываю все, что думаю)))

Ваш отзыв