Военная история – сценарий: Битва при Флоддене
Автор: Strateg, 16 Дек 2013
В великой битве при Флоддене, 1513 г. встретились английская и шотландская армии. Одному из моих коллег не нравятся понятия: “английская баталия”, включающая лучников и рукопашников, и баталии на сдвоенных подставках. В случае для шотландских пикинеров из сдвоенных подставок будут состоять шилтроны. Сценарий игры по переписке “Битва при Флоддене” для правил варгейма “Стратег – Великие Битвы” позволит как провести время за интересной игрой, так и предметно раскритиковать правила.
В начале 16 в. в Европе бушевали Итальянские войны. Английский король Генрих 8, согласно союзному договору с Максимилианом Габсбургом, высадился во Франции. Этим воспользовался старый и верный союзник Франции – Шотландия. Шотландский король Яков 4, собрав большую армию, вторгся в Англию. Оборона Англии в отсутствии Генриха 8 была доверена Томасу Говарду, графу Суррею. Англичане хотели отрезать вторгнувшихся шотландцев от границы и шотландцам пришлось принять бой на Флодденских холмах. Силы сторон были примерно равны и оцениваются в 20-25 тысяч человек с каждой стороны. Тяжелая артиллерия шотландцев, установленная на холмах, имела мертвую зону перед собой, а легкие пушки англичан свободно обстреливали густые шотландские шилтроны. Шотландцы были вынуждены оставить удобную позицию и атаковать. На левом фланге шилтрон лорда Хоума потеснил англичан, но ситуацию выправила конница пограничных земель лорда Дакра. В центре атаку шотландцев возглавил король Яков 4 и в результате упорного кровопролитного боя погиб. На правом фланге шотландцев стояли горные кланы графа Леннокса. В бою легко защищенные горцы понесли серьезные потери от английских лучников. В битве при Флоддене Шотландцы потерпели жестокое поражение.
Итак, особенности игры. Мы имеем пологие холмы с вершинами в виде коричневых кучек (пункт правил 10.1), сдвоенные отряды, как однородные в случае шотландских пикинеров, так и сочетание стрелков и рукопашников для английских лучников с рыцарями и биллменами (п. правил 3.4). Кроме этого у нас есть горцы фанатики (п.правил 3.6) и артиллерия (п. правил 13). На карте сдвоенные подставки шотландцев помечены единой цифрой, поскольку шилтроны это один отряд. У англичан на сдвоенных подставках тоже один отряд, но стрелки и рукопашники помечены разными цифрами. Это может быть важно для учета свойств отряда.
Задача англичан – спровоцировать артиллерией шотландцев спуститься с холма. Строго говоря, обе армии могут тупо простоять весь день. Но армии расположились с перевернутым фронтом к своим землям. После 5 хода могут подойти подкрепления как к той, так и другой стороне и ударить в тыл противнику. Скорее всего в тыл получит более пассивная армия. Это такой модный тренд для пассивных – получить в зад…
Синие – шотландцы, красные – англичане. Лагерь у обоих сторон обычный, не укрепленный. Первыми ходят англичане.
Состав шотландцев: Я – Яков 4, Х – Хантли оба в составе шилтронов, Л- Леннокс в составе горцев. 1 – шилтрон, 2,3 – лучники застрельщики, 4,5 – арбалетчики застрельщики, А – артиллерия. Стойкость армии СТ=16, армия попадает на тест, когда СТ падает до 10. Стоимость армии 562 монеты.
Состав англичан: С – Суррей в составе отряда пеших латников, Д – Дакр в составе хобиларов, Г – Говард в составе биллменов, 1 – пешие латники, , 2 – биллмены, 3,4,5,6 – линейные лучники, 7,8,9 – лучники застрельщики, А1,А2 – артиллерия. Биллмены и пешие латники – сдвоенные подставки с линейными лучниками. Стойкость армии СТ=18, армия попадает на тест, когда СТ падает до 12. Стоимость армии 570 монет.
Скачать подробный сценарий игры Битва при Флоддене.
Игра по сценарию Битва при Флоддене.
А расстояния между линиями какие?
Вань, картинки кликабельны. Можно посмотреть крупнее. Картинку можно скачать и вставить в прогу, где можно все померять. Масштаб – в 1 см картинки 5 см игрового стола. Всегда можно ориентироваться по размерам отрядов. По фронту они 8 см, в глубину горцы, латники – 2 см, одна подставка пикинеров или линейных лучников – 4 см, арта – 6 см. Сейчас между армиями не менее 20 шагов.
Тогда вопрос, англичане тягали свою лёгкую артиллерию к шотландским позициям под огнём их тяжёлой?
Это я не знаю, но предполагаю. Я сделал такую возможность.
Легкая арта англов может перемещаться, тяжелая шотландцев – нет.
Ты, вот еще что. Качни последнюю версию правил по ссылке. Я там упростил стрельбу арты. Не помню, говорил ли тебе об этом…
Ну так поглядел бы оспреевский Кампэйн, весьма недурный кстати.
Глядел… Картинки же оттуда. Там несколько номеров упоминают.
Рисунок боя получится странным – если шотландцы сами (без помощи ангилийского обстрела) в атаку не пойдут, англичанам придётся тягать свои пушки под огнём вперёд. Это минимум 2 хода, мне честно говоря лениво считать вероятность того, что бомбарда их уконтропупит, но ИМХО это крайне странно и не шибко исторично, всё-таки не наполеоника для таких манёвров артиллерией. Может вообще забить на использование артиллерии, что будет эффективнее, хоть и неисторично.
Господь будет наблюдать сверху, кто жует сопли. Того можно подтолкнуть вражескими подкреплениями.)) Я не хотел сразу английскую арту ставить в зону поражения шотландской. Кстати, англичане могут пододвинуть арту не против шотладской арты, а против шилтронов.
По поводу маневров артиллерии. При Равене 1512 год, французы перебросили батарею, которая стала бить испанцам во фланг, чем спровоцировали конную атаку, которая успешно обломалась.
Кстати, ты задал хороший вопрос. Он может быть не имеет явного ответа в правилах. При контакте стрелков и пушек, пушки картечью палят первые. Дистанция их выстрела больше.
При текущем расположении войск, я не вижу способа в обозримое время сманеврировать английской артиллерией так, чтобы она стреляла по шилтронам и не попадала при подходе в сектор действий шотландских пушек. В любом случае, шилтроны можно назад оттянуть и дело в шляпе. Про Равенну обсуждать не буду, т.к. я тебе могу накопать кучу примеров, когда артиллерия всё сражение простояла на месте. Я бы, для более адекватного начала, убрал правило про 20 дюймов между войсками и сразу бы поставил англичан в “мёртвую” зону шотландских бомбард, шилтроны – в досягаемости лёгких английских пушек. Или поменял дистанции стрельбы и мёртвые зоны у всей арты, если тебе так дороги 20 дюймов.
Ещё вопросец – а помощь подойдёт с тыла какая? Что за отряды и сколько?
Верно. Тяжелая арта была неподвижна. А легкую вполне можно перемещать.
20 см (не дюймов) имеют вполне определенный смысл. У легкой конницы скорость 18 и нужно, что бы она не могла с первого хода атаковать. Пушки вполне можно приблизить или повернуть и приблизить в сторонке.
Если считаешь положение шотландцев лучше, можешь играть за шотландцев.
Какая помощь подойдет и когда – никто не знает.
Это используется в сценарии, что бы стороны тупо не стояли на месте всю игру.
При Марафоне я для этого использовал вероятный подход спартанцев, при Кримисе – бурю и разлив реки. При Флоддене это был провоцирующий обстрел.
Без сценариев мы на столе играем иначе. Есть атакующий, который имеет +10% войск. Но через несколько ходов резервы подходят к обороняющемуся и атакующий пытается успеть выйграть до подхода резервов к противнику. Это чисто по игроцки, без привязки к истории…
Слушай, хитрые манёвры “приблизить и повернуть”, особенно, если вроде как нельзя мерить дистанцию, это – изврат. Странно, что это говорю тебе я, а не ты мне. Начало пока получается неисторичное, но, хозяин-барин.
Существует приказ “Маневр”. “Приказ” не означает приказ. Можешь называть это командный ресурс.
Это ты мне, как ведущему, отправишь приказ, что бы мне было понятно, куда смещать отряд. Я тебе расскажу, как делают хитрющие Свид и Шогун. Они бывает, даже рисуют мне с точностью до мм и повороты до градусов, что бы встать в нужное для них место. На столе они бы это сделали своими руками. А тут им приходится принимать во внимание человеческий фактор ведущего))) Конечно, ни один командир в бою не отдавал приказ – пройти на пять шагов, повернуть на 10 град и пройти еще три шага. Ты можешь отдавать приказ примерно так: – Сместиться вперед и влево, встать рядом с отрядом 1 и образовать группу. Или – Обойти противника и развернуться ему во фланг. Или – пройти вперед и остановиться вне зоны поражения вражеской артиллерии.
На столе действительно, такие замеры невозможны. Но по переписке присутствует графика и замеров не избежать.
Я не очень понимаю, с чем ты не согласен.
Отдавай историчные приказы. Но не жалуйся, что я тебя неправильно понял. Войска на поле тоже могли неправильно понять приказ. И получится чертовски историчный хаос на поле. Как Леша любит)))
Короче, после игры критиковать будешь.
Да, я не все твои вопросы в письме увидел. При контакте застрельщиков с артой расчет автоматически не разбегается. Контакт – не обязательно ближний бой. Большинство застров не имеют свойств ближнего боя и ведут стрельбу издали. Английские лучники имеют навык ББ. После стрельбы могут рукопашить. Шансы их повыше, у расчета вообще характеристики 0. Но все же застрельщики это не жуткие отморозки рукопашники. Они на другое заточены.
В мертвой зоне по тебе стрелять бесполезно.
Картечь была не только в напе. В напе она определенным образом упаковывалась в заряде в картуз, поэтому была очень эффективна. А в середняхе\ренессансе могли забить в дуло всякой фигни типа камешков и гвоздей.
Прямая подсказка. Лорд Дакр – командир в отряде застрельщиков. Его отряд всегда в командной зоне (если не сражается в ББ), значит перемещается бесплатно. Этот командир может легко перемещаться и даже использовать собственные ОК для восстановления другого отряда в конце хода.
Не понял твой пассаж насчёт “мёртвой зоны” – если я артиллерию атакую врукопашную – она стрелять что ли не сможет из-за “мёртвой зоны”?
Ядрами в мертвой зоне не сможет. Зона отмеряется от края подставки. При контакте подставок будет стрелять картечью.
Хочу добавить, командная зона командира отмеряется от любой точки отряда командира. Например, 4 и С – это единый отряд. Не путать с группой разных отрядов.
Baraka, не жалуй, жотланцев тут спасет тока чуда или твой ошибки.
Шилтроны, как обычные пикинеры, получают расстройство, когда спускаютса с холма? Или шотланцы имеют какойнить бонус?
Национальных бонусов нет. Расстроятся, как и все пикинеры. Как и произошло на самом деле. Впрочем, спешенные латники тоже расстраиваются на холмах.
Понятно.
Поздравляем Бараку с победой и начнем. Имею малюшенкой шанш, что Барака совершит ошибку и я тогда могу надеятса на жребий богов..
Да, надеюсь, Ваня подтвердит вечером ход и я опубликую.
Да ладно, у тебя тоже есть выигрышная стратегия. Если хочешь, можем потом ещё одно сражение сыграть, поменявшись сторонами. Я-то переживаю не насчёт результата боя, а насчёт того, что не получится красивого и историчного начала из-за правил на пушки.
Да, у меня тоже есть выигрышная стратегия..
но это не исторично и Сосер меня лупить будет, если я такую стратегию применяю..
Давай ходи. Посмотрим на твою стратегию. Наверно убежать всей армией задумал?
Англичане уже уклонились от прототипа.
Из-за неправильных правил на пушки ;).
Вопрос по фанатикам.
Им надо дать 2 приказа, одно за движение и другое, чтоб не атаковали?
Или приказ на движение одновременно и приказ не атаковать?
Если нужно, что бы они просто стояли, то один приказ – стоять. Если двигаться – то один приказ – Маневр. Если не давать никаких приказов – то двигаются на полное движение на приказе Маневр с целью атаковать ближайшего противника. Но только фанатики. Соседним застрельщикам приказ будет бесплатный.
Шотланцы двигались..