Военная история – сценарий: Битва при Марафоне

Автор: , 28 Дек 2012

Битва при МарафонеСценарий для правил варгейма “Стратег – Великие битвы”. Битва при Марафоне, 490 г. до н.э. – одна из крупнейших битв греко-персидских войн. Экспедиционный корпус персов и подчиненных греков под руководством Датиса высадился недалеко от Афин. Афиняне и союзные платейцы выступили навстречу. У спартанцев, как обычно, шли празднования и они задерживались. В день битвы руководство над греками принял Мильтиад.

Игра предполагается для двух человек, которые впервые будут играть по этим правилам, поэтому сценарий выбран достаточно простой. Без тактических изысков. У греков нет конницы, поэтому они не выходят на Марафонскую равнину. Фаланга афинян и платейцев стоит во Франской долине, ее фланги прикрыты непроходимыми склонами гор и псилами, засевшими в баррикадах – засеках. Однако сил у греков перекрыть полностью проход едва хватает. Им пришлось усилить фланги за счет тонкого центра. В игре это отображено тем, что фланговые отряды греков имеют 5БС, а центральные 3БС. Грекам нет особого смысла идти вперед на равнину. Они ожидают прибытия спартанцев, отряд которых появится на 6 ходу греков. Сейчас армии равны по монетам.

У персов нет лагеря. Они высадились с кораблей. Их конница стоит в отдалении, вне командных зон. Роль конницы в реальной битве не ясна. Есть версия, что она отсутствовала на поле боя, о чем ионийские греки сообщили афинянам. (С тех пор появилась поговорка “Конница прочь!”) На флангах у персов ионийские греки. В источниках ничего не говорится о том, что персы выстраивали стену щитов спарабара, как при Платеях и Микале, но я решил добавить им большие щиты герроны.

По поводу всем известного бега фаланги Мильтиада приведу несколько слов Дельбрюка: “Геродот рассказывает нам, что афиняне бросились на врага с разбега в 8 стадий (4 800 футов, что составляет 1 500 м). Подобный бег физически невозможен: большой отряд бойцов в тяжелом вооружении может пробежать скорым шагом максимально 400-500 футов (120-150 м), не выбившись окончательно из сил и не нарушив своего порядка… Персидские полководцы должны были находиться в большом сомнении (ибо, по-видимому, верно, что они раздумывали несколько дней); между ними даже могли возникнуть крупные раздоры в вопросе о том, как поступить. В конце концов взяло верх решение атаковать афинян в их крепкой позиции, не дожидаясь, по крайней мере, прихода спартанцев… Персы схватили быка за рога, потому что у них не было другого выхода. До тех пор еще не бывало, чтобы греки выдержали натиск персидских воинов. Поэтому можно было идти на риск. Мильтиад подпустил неприятеля к своей оборонительной позиции, и в то мгновение, когда дождь стрел стал ощутим, т.е. на расстоянии 100-150 шагов вся гоплитская фаланга снялась с места и скорым шагом ринулась на врага. Бег имел двоякую цель: увеличить морально и физически силу натиска и уйти из-под стрел. Естественно, что слабый центр при отсутствии достаточного давления из задних рядов заколебался под дождем персидских стрел и подался назад, но обе более глубокие фланговые колонны продолжали бег и очутились перед неприятелем, прежде чем персидской коннице удалось их остановить фланговой атакой.”

Итак, атакующей стороной будут персы, которые и начнут стрельбу. В данных правилах подставки соприкоснутся, т.к. в саму подставку вшито определенное расстояние. Если после этапа стрельбы начнется ближний бой, то это и будет означать, что греки перешли на бег и пошли в рукопашную.

Битва при Марафоне - сценарий варгейма

Состав греческой армии:

М – Мильтиад – элитные гоплиты (5БС), К – Каллимах – элитные гоплиты (5БС), С – Стесилай, 1,2,3,4,5 – гоплиты, 6,7 – псилы. Всего: 410 монет. Стойкость армии = 14. Армия попадает на тест, когда СТ падает до 9.

Состав персидской армии:

Д – Датис, А – Артафрен, М – Мегабиз – все в составе спарабары. 1 – всадники, 2 – легкие всадники, 3,4,5, – спарабара, 6,7 – гоплиты, 8,9 – лучники, 10,11 – дротикометатели. Всего: 404 монеты. Стойкость армии = 17. Армия попадает на тест, когда СТ падает до 11.

Скачать и подробно посмотреть сценарий: Битва при Марафоне .

Поскольку игроки участвуют первый раз, некоторые комментарии:

1. Мы в играх на столе не замеряем дистанции заранее. По переписке это возможно, если загрузить графический файл например в Word или Microsoft PowerPoint, нарисовать там линеечку и вращать, как необходимо. Однако я не буду спорить с точностью до мм, поэтому приказы лучше отдавать, как в реале.

2. Масштаб карты уменьшен в 5 раз. 1 см на карте = 5 см на столе. Всегда можно сообразить расстояния, учитывая, что подставки должны быть по фронту 8 см, а по глубине, в данном конкретном случае пехота 2 см, конница 4 см реальных.

3. В некоторых случаях, когда решение за игрока очевидно, я не буду переспрашивать действия – для ускорения игры.

Вопросы, обсуждения, критика – в комментах под сценарием или в дальнейшей битве.

Игра по сценарию Битва при Марафоне.

 

Комментарии

Отзывов (27) на Военная история – сценарий: Битва при Марафоне”

  1. Кирилл пишет:

    Шайбу, шайбу!!! Я за персов

  2. Shogun пишет:

    Защита 2(БЩ). Это 2 уже вместе с большими щитами или 2+1 ?

  3. Shogun пишет:

    Еще один вопрос.
    Стесилай не имеет командных очков. Зато имеет некий Аристид.
    Это кто, спартанский царь? Или в списках попутал Стесилая с Аристидом?

  4. Shogun пишет:

    Основная линия пехоты обейх сторон – одна группа по умолчанию?
    Если Каллимах вместе со своим подставком идет вперед, вся остальная линия перестает существовать как группа и его должно будет снова создать?

  5. Shogun пишет:

    Псилы не имеют свойства на ближнего боя. Если их атакует противник с имением такого свойства, псилы отклоняютса автоматом или их надо приказать?
    Еще я понял, что направление отклона я могу выбирать? А это намекает, что нужен преждевременный приказ..

    • Strateg пишет:

      Псилы автоматически не уклоняются. Нужно, что бы игрок сообщил. Это не требует ОК. Если я вижу, что уклоняться самое рациональное, то иногда не переспрашиваю. Но лучше сообщать в приказах заранее. Направление уклонения прописано в главе Уклон, отступл, бегство.
      Либо от угрозы, либо к своему краю стола. Угрозы бывают сразу с двух сторон. Иногда возникают споры. Решаем.

  6. Shogun пишет:

    Стычка между спарабарами и гоплитами будет различатса из за того, кто первым атакует?
    Например если спарабары атакуют, но ограничитса тока стрельбой.. гоплиты на ближный бой автоматом не вступят?

    Ты писал: “Если после этапа стрельбы начнется ближний бой, то это и будет означать, что греки перешли на бег и пошли в рукопашную.”
    Вот меня беспокоет этот ЕСЛИ. Тоесть ближний бой может и не начнетса..

    • Strateg пишет:

      1 фаза боя – стрельба. Если у кого то есть стрелковое оружие.
      2 фаза боя – ближний бой. Если у кого то есть свойство ББ.
      Если кто то хочет уклониться и скорость позволяет – уклоняется.
      Но, без расстройства уклоняются только застрельщики.

  7. Shogun пишет:

    Ну.. я готов. Ждем персов.
    Я понимаю что в первый ход еще некакой контакт невозможен?
    Если конечно оба стороны не намереваетса рвать вперед..

    Мне надо постоять 6 ходов, тогда появитса спартанцы и я выигал?

    • Strateg пишет:

      Через 6 ходов подойдет еще 1 отряд спартанцев. Это не означает автоматической победы. 6 ходов – это много. Так что особо то на это не рассчитывай. Это я так написал про спартанцев… для антуражности.
      Кстати, спартанцы не сбалансированы по монетам. Кто знает, может и у персов корабли приплывут)))
      В первый ход скорее всего боя не будет. Если обе команды не пойдут вперед.
      Пока отряды не в бою, можно давать приказ Марш с удвоенным движением. Марш заканчивается в 2 см от противника. Для соприкосновения нужен приказ Атака.

  8. Strateg пишет:

    Внимание, подвинул персов поближе. Сейчас расстояние между линией персов и фалангой 15 шагов. Персы могут идти 8 (скорость ионических гоплитов) – 5 – за каждый отряд, начиная с 4 -го скорость снижается, = 3. На Марше удвоенное 6. Если фаланга стоит, а линия персов идет, то на третьем ходу атака достигнет цели.
    Застры персов стоят немного ближе, но на первом ходу не достанут. Там расстояние больше 12.
    Спартанцы пока думают, нужно ли помогать афинянам, если силы сторон равны.

  9. Shogun пишет:

    Это ты двинул перед хода Ливинга? От 19 шага к 15 и от 16 к 12.
    Негодяй! :-) А я уже стратегию создал.

    • Strateg пишет:

      Я догадался, потому и сдвинул вперед. А то ты еще пятиться начнешь.
      На самом деле здесь один момент важный. Что бы сразу на 1 ходу не было возможности атаковать. Максимальное движение конницы – 18, поэтому мы обычно расставляемся на 20 шагов. Но в данном конкретном случае это будет унылое медленное движение вперед. Никаких особых маневров за это время на другом участке не произвести. Так что сокращаем лишнее время.

      Кстати, у Ливинга есть чит, как идти быстрее. Я со Свидом обсудил и решили, что не критичный чит. Так что путь все движется, как положено. Если Ливинг битву не проспит.

  10. Shogun пишет:

    [b]Так что сокращаем лишнее время.[/b]
    Согласен, если спартанцы за 5 ходов появитса.. ;)

  11. Shogun пишет:

    “Кстати, у Ливинга есть чит, как идти быстрее.”

    Разделит линию на группы и двигать группами?
    Это не чит. Разрешаемо правилами. Я тоже так полагал двигать..

    • Strateg пишет:

      Ты в ту сторону мыслишь. Но просто разделить группу на отдельные отряды это нормально. В играх иногда приходится объединять или разъединять группы. Главное, что бы промежуток был между группами. Походить половиной линии и к ней приставить вторую половину на том же ходу – так не получится. Это попрежнему та же группа.

  12. Игорь пишет:

    Серёг, так нет желания отыграть историческое сражение по переписке по цифровой версии ФоГ?

  13. Shogun пишет:

    Я бы на место персов использовал их ешелонированную построение. Греки ведь вынуждены стоять в одном линий и Сосер отнял от них возможность маневра.
    Либо послал бы легкие лучники против псилов, которые тогда не могут ответит огнем.. либо, что еще лучше, двигал все легкачи в середину против Стесилая а во главе с греческими наемниками прорвал через баррикады псилов на фланг и тыл атенцев.
    Прибывавщая кавалерия будет дополнительно угрожать фланги а группы спарабара стоят в резерве для последнего, решающего удара.

    • Strateg пишет:

      Псилы могут ответить огнем персидским застрам. Можно персидских легкачей послать и по центру. Только шансы нанести потери очень малы, а расстройство легко восстановить. Конницу можно подтянуть, но на это нужно будет расходовать много ОК, она не в зоне командования.
      Ливинг, похоже, спит. Возможно, нужен другой игрок.

  14. Shogun пишет:

    Легкачи же не получают расстройства за уклонения. Фаланга против них бессильна. А если атенцы преследовать будут, выйдут на открытое поле и будут охвачены с флангов.
    А на конницу тока 2ОК надо расходовать. Создат группу (безплатно) и дать группу один приказ (2ОК).

  15. Strateg пишет:

    Да, легкачи не получают уклонения. Но против фаланги они очень мало, на что способны.
    Например, легкачи лучники атакуют центральные слабейшие подставки фаланги без командира.
    У фаланги 3БС, защита у гоплитов 2 +1(БЩ). Да поддержка слева и справа это еще+2. Итого в защите 8. У легкачей 2БС + лук на 2 итого 4. Даже если у застрельщиков выпало 6, а у фаланги 1, то у застров будет 10, у гоплитов 9. Это расстройство, которое легко восстановить.
    На конницу действительно 2ОК, но есть отряд конных застрельщиков – это 1ОК, пока не в командной зоне. Если объединить в группу – то 2ОК.
    Вобщем, логику ты понимаешь.

Ваш отзыв