Варгейм в СССР
Автор: Strateg, 09 Окт 2016
Как всем известно, секса в СССР не было. А как обстояло дело с варгеймом в эпоху развитого социализма? Это будет небольшая ностальгическая заметка о варгейме в те времена, которые молодняк не знает, а старики уже не помнят.
Итак, времена тотального дефицита. На варгейм был такой же дефицит. В современном понимании такого явления тогда не было. Если не считать за варгейм кидание камнями по фигуркам солдатиков в песке или стрельбу по солдатикам из игрушечной пушки. Да и сами то солдатики были наперечет. Кроме наборов “Ледовое побоище”, в котором топхельмы сочетались с арме и были рыцари в белом доспехе на 1242 год, можно было найти в магазине красных марширующих пехотинцев в касках и голубых матросов, стоящих смирно. Помню еще набор чапаевской конницы и еще несколько наборов, встречавшихся реже. Особо крутые пацаны имели оловянных индейцев. С наборами на античность, ренессанс или наполеонику было грустно…
Со знаниями по военной истории тоже все было плохо. Кроме рассказов где наши против фашистов. Однако мне все же удалось прочесть в школьные годы адаптированный детский вариант Плутарха “Знаменитые греки и римляне” и несколько статей Энгельса: “Армия”, “Пехота”, “Конница”. Кое что можно было посмотреть в кино: старых “300 спартанцев”, “Даки”, “Клеопатру”, Айвенго, да Стрелы Робин Гуда. Даже эти фрагментарные знания хотелось смоделировать на столе. Хотя такие слова как “матмодель” я тогда не знал.
При отсутствии нужных наборов солдатиков мы пробовали делать их из пластилина, но они были не выразительны и не долговечны. И вот в пионерском лагере я познакомился с художником Алексеем Шустряковым, который научил меня делать бумажных солдатиков. Это были не стандартные бумажные две половинки, которые нужно согнуть, склеить и укрепить на картонной подставке. В таких мы тоже играли, стреляли издали черными круглыми резинками, а в рукопашной лупили резинками в упор, что бы солдатики перевернулись и не встали снова на подставку. Нет, Алексей рисовал солдатиков сам.
Поскольку он художник, то делать это умел. Имел на тот момент вполне приличные представление о воинах разных эпох. Это означало, что можно получить в свое распоряжение абсолютно любую армию. Дефицита на ватман, фломастеры и цветные карандаши не было.
Большинство солдатиков, которые приведены на иллюстрациях нарисованы Алексеем. Я то был просто школьником (хоть и сыном художника))), но моих рук хватало только на то, что бы обводить черной ручкой шаблоны, раскрашивать и вырезать. Правда, делал я это в большом количестве. В статье приведена лишь малая часть всего в качестве примеров. Постоянное воспроизводство солдат было просто необходимо по причине их физического уничтожения в бою.
Никаких сложных правил не было. Это были всего лишь зачатки варгейма. Стрельба осуществлялась циркулем. Рука в локте опиралась на стол, циркуль в руке сверху висел над солдатиком и отпускался после прицеливания. С обратной стороны солдатика было сердце. Дырка в сердце – смерть. Такой солдатик в дальнейших играх участвовать не мог и рвался на кусочки.
Циркуль – это лук или ружье. Броски пилума изображались броском скальпеля по солдатикам. Благо в пионерском лагере это все происходило на рабочих столах в кружке рисования. А вот позже дома у меня был истыкан весь паркет. Рукопашная происходила еще суровее. С каждой стороны набиралось солдат “на равное количество монет” с учетом обвеса вооружением. Эти бойцы перемешивались произвольно, игрок закрывал глаза и тыкал ножом в общую кучу. Руки, ноги, головы легко отделялись от туловища, что можно видеть на некоторых иллюстрациях. Но безногие\безрукие не выбрасывались. Это были заслуженные ветераны.
Сражения происходили не просто так “давай зарубимся”. Это были исторические кампании, походы в дальние страны. Страны рисовались в альбомах, начало которым положил Алексей Шустряков. Там были города и деревни, леса, реки и пустыни. Армия должна была за игровой день пройти определенное количество листов альбома.
В пути могло произойти все что угодно. Было дело – на одну из армий в лесу напала стая диких обезьян, которые были вырезаны из журнала “Юный натуралист”. Армия строилась колонной и бумажные обезьяны падали сверху “на кого Бог пошлет”. Это символизировало небоевые потери в походе. Средиземное море можно было пересечь на кораблях. Как то в гостях у школьных товарищей мой флот оказался в окружении вражеских судов, которые до этого прятались под ковром на полу.
В альбомах вовсю текла “мирная” жизнь. Происходили восстания рабов, политические интриги, суды, расследования. В Риме у меня была организация с необычным названием СРУР (Секретное Разведывательное Управление Рима))). А вот вопрос игрового золота был решен неудачно. Во Фракии были серебряные рудники – пластилин, размазанный по странице. Добывали его рабы – бумажной фигуркой нужно отколупнуть кусочек пластилина. Долго в рудниках такие рабы не выживали. Пластилин носился на поясе фигурок, как мешочек с деньгами и многие страницы альбомов и солдатики были перемазаны этим пластилином.
Пролежали у меня на даче эти альбомы и солдатики лет этак 35-40. Вытащил их, что бы показать, как пробивались ростки варгейма в СССР.)))
Сергей, респектище!!! 8)
Видимо многие прошли через что-то подобное. У самого на даче замурованы бумажные солдатики в бюсте Пушкина. Час вывести их на свет еще не пришел 8)
Спасибо. Я сыну оставлял. Сын не увлекся. А внуки если и будут играть, то минек сейчас хватает и компьютеры заменили фантазию, краски и карандаши.
Кстати, вот тогда я красил!)))
Да, Серёга, спасибо, вспомнилось! Сколько было нарисовано и слеплено! Золотая пора))
Голь на выдумки хитра. Дефицит солдатиков развивает фантазию у детей.
Были ещё “Средневековые воины” – 8 конных фигур “Русские” и “Тевтонцы” в металле и пластмассе. Металлические быстро ломались. У меня из всех правил было только соотношение потерь в рукопашной : один к одному если пехота с пехотой или конница с конницей и один к двум если пехота против конницы.
о да!
А я делал немного не так…
Книга отца “подразделения иностранных армий”. Рисовал на квадратиках бумаги схематичные фигурки танков, пушек, солдат и так далее. Старался согласно структуре создавать дивизии (!) в масштабе 1 фигурка – 1 взвод(!). Рисовал на нескольких склеенных листах карту (правда, топографическую, без изысков). Потом расставлял оборону – и начинал наступление, потихоньку выставляя на другой конец карты фишки противника. Правила были какие-то совершенно непонятные. Войска могли слететь с мест от слишком резко открытой двери – потому ни одна игра до конца не дошла. Уставал всех взводы двигать и стрелять. А отыграть что-то простое – не приходило в голову.
Уже потом, столкнувшись с компьютерными варгеймами типа Steel Panthers, убедился, что проблема управлениями крупными массами войск никуда не делась.
Это уже бордгейм был)))
Ну я варгеймом любую подобную игру называю а на столе, карте или еще как – не суть важно
Здравствуйте, мы с братом не рисовали а вырезали фигурки из журналов и старых учебников. Называлось это явление – вырезульки.
День добрый. Я так понимаю, из журналов много не навырезать? Ну и потом, вырезать – это иметь то, что дают. А сам то можешь нарисовать, что душа желает.
Здравствуйте! Я вижу вы всерьёз увлекаетесь компьютерной войной. У меня есть одна хорошая идея- схематическое сражение на компьютере, по правилам, которые действуют в реальности. То есть, я знаю какой род войск, в каких условиях должен победить, да ещё “с каким счётом “.Это не пустое хвастовство, я проанализировал много книг по военной истории. Я выбрал эпоху, войну, по мотивам которой можно сделать игру. Создал законченный сценарий, со всеми нужными для игры деталями. Вместе с программистом я сумел бы сделать эту игру. Вкратце, сценарий такой: игра онлайн(чтобы избежать сложные алгоритмы). 2 рода войск. Перед началом игры соперники “заказывают” 5 отрядов любого рода войск, не зная о выборе соперника. Игра имеет скрытую возможность, тот кто первый её обнаружит, будет громить всех остальных. Когда эта возможность станет известна большинству геймеров, придётся придумывать новую стратегию и тактические схемы. И самое главное: в этой игре можно будет наносить удары во фланг, в тыл , делать засады, и не просто делать, это будет “выгодно” делать. Напишите, что вы об этом думаете.
Сайт посвящен настольному варгейму, а не компьютерному.
Думаю я об этом следующее:
“То есть, я знаю какой род войск, в каких условиях должен победить, да ещё “с каким счётом “ – этого не может быть, потому что и в жизни и в игре должен присутствовать вероятностный фактор.
“2 рода войск. Перед началом игры соперники “заказывают” 5 отрядов любого рода войск, не зная о выборе соперника.” Какое это имеет отношение к реальной военной истории? Для такой схемы не нужно – “я проанализировал много книг по военной истории.”
“Игра имеет скрытую возможность, тот кто первый её обнаружит, будет громить всех остальных. Когда эта возможность станет известна большинству геймеров, придётся придумывать новую стратегию и тактические схемы.” – это казуальные игры уровня Андроид в которых главное – поймать алгоритм победы, заложенный разработчиком. Реальная военная история многообразнее и интереснее.
Я не знал как вам написать, поэтому выбрал первый попавшийся сайт. Хотя надо было, конечно, написать в “Настольный варгейм: Эта испанская пехота!” Вы хорошо описали основные фазы сражения. У вас никогда не возникало желания, не передвигать войска по столу вручную, а просто отдавать приказы компьютеру, а всё остальное он бы делал сам? Сейчас идёт мода- чем ближе к реальности , тем лучше. Если сделать игру, которая будет максимально приближена к реальности эпохи, которую она изображает, то эта игра превзойдёт по популярности шахматы. А шахматы- это самая популярная игра, имитирующая сражение. Шахматы- хорошая и сложная игра, но она совсем не похожа на сражение, У многих фигур очень странные ходы. Шашки ближе к реальности, но ходы по диагонали убивают всякое сходство. И всё же, не смотря на это, обе эти игры намного популярнее тех игр, которые создали программисты на компьютере. Я даже знаю, почему так получилось- потому что программисты самостоятельно делали эти игры Программирование – это очень сложная штука, и на всё остальное у программиста не остаётся ни сил, ни времени, ни мозгов. Военная наука не проще программирования, и две такие большие науки в одну голову точно не полезут. А спросить я хотел у вас совета- куда и к кому лучше обратиться чтобы сделать такую игру.
1. Я много играл в компьютерные игры и играю в шахматы.
2. “Сейчас идёт мода- чем ближе к реальности , тем лучше.” – это фундаментальное заблуждение. Мы не настолько хорошо знаем реалии холодняка, что бы подсчитывать количество стрел в колчанах или сухарей в карманах. Поэтому игра должна быть достаточно абстрактная. Лишь бы абстракция не перевирала историю.
3. Компьютерных игрух на основе правил настольного варгейма создано тоже достаточно. Но если хотите что то уточнить, идите на сайт “Поле Боя”. Не найдете в поиске, у меня в разделе ссылки есть.