Настольный варгейм: Откровения бывалых варгеймеров, ч.1

Автор: , 10 Окт 2011

Настольный варгеймВ интервью для сайта участвовали мои хорошие знакомые, опытные варгеймеры Александр Гвоздев aka Glazoed, Юрий Шихов aka Pipeman, Михаил Белавин aka Seagurt, Алексей Калинин aka Chebur, Василий Штыкало aka Vasiliy, Тимофей Потапенко aka Tengel. За что им огромное спасибо! Надеюсь, их знания помогут новичкам не просто собирать фигурки солдатиков, а определиться с выбором настольного варгейма

В каком объеме варгеймеры должны знать историю военного искусства? Можно ли не знать историю, выучить правила и под пиво двигать солдатиков? Называется ли это варгейм?

Seagurt:

Вообще, я думаю, что это личное дело каждого. Есть ведь варгеймы по фэнтези и по сайнсфикшн. Чтобы в них играть, можно просто посмотреть мультик или пролистать какой-нибудь комикс. Можно даже ограничиться правилами, в них обычно много картинок и некеого псевдолитературного наполнения.

Vasiliy:

Да, это варгеймом называется. Зачем знать военную историю, если играешь в Warhammer Fantasy Battles?

Теперь об историческом варгейме. Как правило, человек будет играть в то, что ему близко. Теоретически я могу играть в куклы Барби, но не буду. Если человек играет в солдатики, значит ему это нравится, он как минимум имеет какое-то представление о войне. Ну а потом дальнейшее углубление в игру поневоле приведет к дальнейшему изучению истории, это процессы взаимосвязанные. Ну и конечно знание истории поможет отличить фуфловые правила от реалистичных.

Pipeman:

Тут надо разделять: просто варгеймеров и играющих в военно-исторические игры. Играющим в игры по тематике фэнтэзи или фантастики, понятно, знание истории не обязательно. А вот для игроков в военно-исторические игры изучение истории – это часть хобби. Во-первых, совсем не зная основ военного дела того периода, по которому собираешься играть не сможешь адекватно оценить достоверность правил или, например, корректно покрасить наборы солдатиков… Во-вторых, хотя, действительно, можно просто выучить  правила и играть, но это моветон – играть в то, в чём совершенно не разбираешься. Впрочем, практически всегда интерес к игре по какому-либо периоду тянет за собой и интерес к самому периоду…

Glazoed:

Надо разделять просто варгеймы и варгеймы исторические. Зомби против гномов – тоже варгейм. Я бы сказал, что игрок в варгеймы должен ориентироваться в бэкграунде своего варгейма, и, если говорить об историческом варгейме – да, он должен ориентироваться в истории.

Tengel:

Да, это называется варгеймом. Однако подобное развлечение будет совершенно бессмысленным. Обязательная часть варгеймерского процесса — это “легенда”, представление о том, что происходит “в поле” и имитируется на столе. А без знакомства с “легендой” (в случае с историческим варгеймом — военной историей), всё вырождается в простое перемещение фигурок по правилам. То есть в бездарную имитацию шахмат.

Chebur:

Ни в каком. Хорошее знание истории поможет им оценить качество правил, насладиться приятными тонкостями и красотой решений. Более того, хорошо знающий историю варгеймер должен интуитивно понимать правила варгейма. Но любой неофит должен сесть и быстро разобраться в правилах – для этого в них должны быть хорошо понятные выборы. Вот как в ДБА.

Какие масштабы фигурок солдатиков предпочитаете для игры?

Seagurt:

Пока что только 1:72. Но в будущем подумываю о 1:100 (15мм) – более массово и красить проще.

Vasiliy:

Античка/средневековье – 28мм на индивидуальных подставках, 15мм на групповых

Русско-японская – 15мм

2-я мировая – 6мм

Самолеты – 1/300

Корабли на русско-японскую – 1/3000

Корабли на первую и вторую мировые – 1/6000

Pipeman:

Лично мой выбор  такой : 28мм для  скирмишей и индивидуальных боёв, 1:72 – для сражений Античности  и Средневековья.  1:285 собираю под WW2 (под  Spearhead) – правда, всё ещё только в процессе. А в 1:100 последнее время собираю технику чисто “на полку”.

Glazoed:

1/72, 25мм и 28мм

Tengel:

Предпочитаю 1/72. Он достаточно демократичен, и позволяет добиться на столе большего ощущения “массовости”, чем 28мм.

Chebur:

Масштабы у моделистов. У варгеймеров – размеры. У меня есть все основные размеры. 28 мм. для скирмиша, несколько разных банд. 15 мм. – мой основной масштаб для сражений средних размеров. 10 мм. и 6 мм. просто для коллекции.

15 мм. люблю поскольку это вполне характерные фигурки с деталями, и при этом сражение с ними выглядит вполне масштабно. Более маленького размера фигурки солдатиков выигрывают в масштабности, но фигурки уже очень невыразительные.

28 мм. для боев до 40 фигур – потому что они очень красивы.

Какие правила варгейма Вам больше нравятся, пофигурные или базами?

Seagurt:

И то и то хорошо, главное чтобы правила были “красивые” и давали результат близкий моим представлениям о войне.

Vasiliy:

Зависит от правил. Ясно, что скёрмиш не будешь базами играть.

Pipeman:

Для различных целей хороши различные методы. Для сражений (не скирмишей) всё-таки игра базами для меня предпочтительней.

Glazoed:

И те, и те.

Tengel:

Пофигурные.

Chebur:

Мне это деление кажется очень… ммм… странным. База может занимать столько же места сколько и одна фигурка солдатика. Где граница? В чем она?

 Оптимальное время настольной игры?

Seagurt:

Для одной битвы час – два. Не больше.

Vasiliy:

Чем меньше, тем лучще. Максимум – 3-4 часа.

Pipeman:

А это уже дело вкуса. Лично мне больше  нравятся быстрые игры – от получаса до максимум двух часов чистого игрового времени.

Glazoed:

Любое. Если это бой пары гладиаторов – то 10 минут, а если битва при Каннах – то и 4-х часов не жалко.

Tengel:

2-3 часа на всю партию, включая время подготовки, расстановки и т д.

Chebur:

Чистого времени – 2 часа. Чтобы вся встреча заняла часа 4.

Ваше понимание термина «домашние\хоумрульные\самопальные» правила варгейма и отношение к таким правилам? Каково их отличие от «официальных» правил?

Seagurt:

Люблю придумывать свои правила варгейма. Это интересно, но чертовски сложно. Во многих отношениях гораздо проще взять уже готовую и хорошо оттестированную систему, чем самому строить с нуля.

Vasiliy:

«Официальные» правила – как правило хорошо оттестированы многими игроками. «Самопальные» – оттестированы небольшим количеством людей на очень узком диапазоне исходных данных, следовательно содержат массу невыявленных багов, т.к. автору свойственно играть только по тем сценариям и с теми войсками, которые ему нравятся. Бывает, что содержат здравые идеи, но, вследствие вышесказанного, как правило, очень сырые, играть по ним невозможно.

Pipeman:

Я предпочитаю другую терминологию. Есть коммерческие и некоммерческие правила варгейма. Хоумрулами, имхо, чаще называют всё же просто переделанные под  личные запросы уже известные правила. Ещё можно говорить о делении на профессионально сделанные правила и на любительские – но тут граница между ними уже весьма зыбка. А вообще, на мой взгляд, правила либо хорошие, либо плохие – всё остальное вторично..

Glazoed:

Хоумрульные правила варгейма – правила, созданные игроками для себя, в то время как “официальные” правила – продукт, прежде всего, коммерческий, и цель авторов таких правил – угодить всем.   “Хоумрульные” правила отражают видение правил конкретной группы игроков, и их авторы не ставят себе цели угодить всем.

Tengel:

“Официальные” — это правила, имеющие автора или постоянную группу авторов и издателей, которые их поддерживают: развивают “легенду”, распространяют, рекламируют, вводят улучшения и так далее. Обычно “официальные” правила существуют на коммерческой основе и адресованы широкому (от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч) кругу потребителей.
“Домашние” правила обычно написаны группой авторов (реже одним автором) для собственного использования, они не предполагают применения широким кругом лиц. Даже если “домашние” правила оказываются опубликованы, их авторы и издатели не поддерживают их в той мере, как это практикуется с “официальными”.
За счёт того, что “домашние” правила предназначены для узкого круга, они (если хорошие) очень точно отражают представления их авторов о военной истории и механике сражения, и чётко соответствуют их потребностям (по количеству фигурок солдатиков, простоте\сложности механики, времени одной партии и т. д.). Если представления и потребности игрока совпадают с представлениями и потребностями авторов(а) правил, то “домашние”, конечно, лучше, чем “официальные”. Кроме того, домашние правила, не предполагающие массовости их применения, каждая группа может без проблем модернизировать под свои нужды. “Официальные” же правила — за счёт своей направленности на массовую аудиторию, это всегда усреднённый вариант, “температура в среднем по больнице”, они никогда в полной мере вкусам игрока соответствовать не будут, а менять в них на свой вкус потребитель не может, т к иначе они превратятся в домашние. За исключением того случая, когда (как с “Вархаммером”) именно на них игрок и сформировался. Преимуществами же “официальных” правил является, во-первых, наличие партнёров за пределами одной узкой варгеймерской группы; во-вторых, уже сделанная за игрока редакотрами и авторами  вся “черновая” работа, по редактированию текста, балансированию механики, и так далее….

Chebur:

Хоумрульные – это правила варгейма, где чужие правила взяты за основу и немного исправлены/дополнены. Домашние – это обычно привычка использовать или нет некоторые официальные правила в определенной тусовке или клубе. Как в преферансе – сочинка и т.д.

Самопальные – это правила, кем-то придуманные, но еще не нашедшие издателя.

Ко всем трем отношусь хорошо. Но хочу предостеречь начинающих игроков – вносить исправления в базовые правила надо крайне осторожно. Часто можно неосторожно сломать движок игры, и в итоге череда исправлений часто приводит к тому, что разваливается сама тусовка в желании тянуть одеяло на себя.

Перспективы развития настольного варгейма в России? Заполнена ли ниша игроками или возможно ее серьезное расширение? Если расширение круга варгеймеров возможно, то за счет чего и нужно ли это стимулировать?

Seagurt:

Я думаю, что конечно же варгеймы в нашей стране развиты слабо. Так что  рост будет в обозримом будущем. Чем стабильнее в целом будет политическая / экономическая / социальная обстановка в стране – тем больше будет людей пытающихся занять свой досуг каким-то интересным хобби. Варгеймы в этом смысле – практически идеальное хобби для взрослого семейного мужчины)) И я считаю, что все варгеймеры должны активно втягивать в это хобби своих друзей. Сам эти занимаюсь ))

Vasiliy:

Про это судить не берусь. Расширение круга возможно только путем широкого освещения темы, устройства публичных турниров, проведения публичных ознакомительных игр. Многие не играют в варгейм только потому, что не знают о нем.

Pipeman:

Перспективы есть, но процесс это не слишком быстрый. Тут в основе лежит создание традиций, “культуры хобби”. Сообщество надо развивать: открывать больше широкодоступных клубов, хорошо бы магазинов становилось больше (но это от прибыльности бизнеса зависит), больше активности поклонникам хобби проявлять “в интернетах” и т.д и т.п. Не стоит думать, что есть какой-то “волшебный ключ” – сделал что-то и всё тут же поменялось… Надо просто долго “бить лапками” – и тогда “масло взобьётся”..

Glazoed:

Здесь, как мне кажется, большую роль играют стереотипы, согласно которым к игрокам в солдатики в лучшем случае относятся снисходительно, а в худшем – считают инфантильными дураками. Сомневаюсь, что в ближайшее время эта ситуация изменится. С другой стороны, в России исторически сложился интерес к военной истории, и с этой точки зрения у варгеймов, безусловно, если перспективы.

Tengel:

Варгейм в России развит слабо, и существенного увеличения его приверженцев ожидать нет смысла. Во-первых, в обществе остаётся (и всегда останется) отношение к “игре в солдатики” как к несерьёзной детской забаве. Во-вторых, варгейм требует определённой работы воображения, чтобы за ситуацией “на столе” увидеть ситуацию “в поле”. Компьютерные игры (та же “Тотальная война”) игрока от этой обузы избавляют, также как, и от необходимости следить за механикой, бросать кубик, вести подсчёты и так далее. Варгейм интересен только тому, кто не считает механику, предлагаемую компьютерной игрой правильной (т. е., например, человеку, понимающему в военной истории). А людей, склонных об этом задумываться, мало. В третьих, варгейм требует ряда “внеигровых” усилий: поиска и подготовки фигурок и террайна, подбора, подготовки или доведения до ума правил, поиска или организации группы единомышленников, а это тоже затратно.
Так что, расширение, если и возможно, то только за счёт фанатов и знатоков “легенды” — истории, НФ и фэнтезийных проектов, и так далее. В принципе, варгейм можно продвинуть в “верхний” слой потребителей так называемой “сюжетной литературы” (не путать с “большой” или “серьёзной” литературой). Но верховой слой потребителей чтива тоже численно не велик.

Chebur:

Перспективы отличные. Варгейм в России – законная часть общемирового варгейма. У нас есть клубы высокого уровня, новинки к нам приходят очень быстро и быстро распространяются. Я думаю по количеству играющих в принципе достигнут потолок, вряд ли сообщество значительно вырастет – Звезда и GW провели хорошую работу по популяризации.

Продолжение интервью – Настольный варгейм: Откровения бывалых варгеймеров, ч.2

Похожие материалы по настольному варгейму: Настольный варгейм: правила варгейма, наборы солдатиков и варгеймерские войны

Комментарии

Ваш отзыв