Князь Святослав против Византии, ч.1
Автор: Strateg, 20 Май 2016
Противостояние славян и Византии началось еще в 6 в. Грабительские походы русов продолжились при первых Рюриковичах и проходили с переменным успехом. Князь Святослав Игоревич планировал не просто совершить очередной поход за данью против Византии но и укрепиться на Балканах, расширив границы формирующегося Русского государства. “Повесть временных лет” весьма скупо рассказывает нам о военных действиях русов против Византии. Более подробную информацию можно прочесть в византийских источниках.
Первые походы русов на Византию
Согласно “Повести временных лет” (ПВЛ) в середине 9 в. славяне призвали к себе варягов (русь). “И от тех варягов прозвалась Русская земля.” Рюрик стал править в Новгороде, а его бояре Аскольд и Дир с дружиною отправились в Царьград (Константинополь), по дороге захватив Киев. В 866 г. русы подошли к Царьграду на 200 судах, но поднявшаяся буря разметала флот, так, что немногим повезло вернуться домой.
После смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре правил родственник Рюрика – Олег. Убив Аскольда и Дира, Олег стал княжить в Киеве. “…и сказал Олег: “Да будет это мать городам русским”. И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью.” Как видим, шел постепенный процесс ассимиляции варягов среди славян, приведший к появлению народа “русь”, “росы”. Аналогичные процессы ассимиляции варягов-викингов можно наблюдать во Франции или Англии. Однако при Олеге еще рано говорить об единой нации, потому что продолжает встречаться раздельное упоминание славян и руси. В частности, дань с Византии Олег для руси получал более дорогую, чем для славян. Византийские источники именуют и славян и росов скифами или тавроскифами.
ПВЛ: “В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки “Великая Скифь”. И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000.” Число кораблей явно завышено. Обратим внимание на упоминание коней.
Много плохого совершил Олег в Византии – жгли, грабили, убивали. ПВЛ: “И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: “Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь”.” И повесил Олег свой щит на вратах Царьграда. Прокняжил Олег 33 года и принял смерть от коня своего. После Олега в 913 г. стал править Игорь Рюрикович.
На территориях, расположенных между Русью и Византией, тем временем завязывался тугой клубок противостояния болгар, ромеев (греков\византийцев), венгров (угров), печенегов и росов. В 941 г. пошел Игорь в поход на греков уже на 10 000 судах. (Количество судов с каждым походом растет!))) Вытворял Игорь в Византии все тоже самое, что и Олег. Причем, пишут об этом не византийские источники, а русская летопись.
Византийцы были вынуждены перебросить крупные силы из Малой Азии. ПВЛ: “Когда же пришли с востока воины – Панфир-деместик с сорока тысячами, Фока-патриций с македонянами, Федор-стратилат с фракийцами, с ними же и сановные бояре, то окружили русь. Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой.”
В 944 г. Игорь, призвав из-за моря дополнительные дружины варягов совершил новый поход на Византию. ПВЛ: “Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, – и нанял печенегов, и заложников у них взял, – и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя.” На этот раз византийцы решили откупиться от русов. Позже Игорь был убит древлянами, за то, что пытался собрать с них дани больше, чем положено. Жена Игоря Ольга жестоко покарала древлян. У Игоря остался сын Святослав.
Святослав – князь русов
ПВЛ: “В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: “Хочу на вас идти”. В последующие годы князь Святослав разбил хазар и взял их столицу Белая Вежа, победил ясов, касогов и вятичей и обратил свой взор на Балканы.
ПВЛ: “В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.” Лев Диакон пишет, что к Святославу приехал посланец византийского императора Никифора Фоки – Калокир и дарами и речами уговорил Святослава напасть на болгар, которые представляли угрозу для Византии. Лев Диакон, История, 5.2: “Выслушав слова Калокира, Сфендослав (таким именем он назывался у тавров) не в силах был сдержать своих устремлений; возбужденный надеждой получить богатство, видя себя во сне владетелем страны мисян (болгар), он, будучи мужем горячим и дерзким, да к тому же отважным и деятельным, поднял на войну все молодое поколение тавров. Набрав, таким образом, войско, состоявшее, кроме обоза, из шестидесяти тысяч цветущих здоровьем мужей, он выступил против мисян. Узнав, что [Сфендослав] уже подплывает к Истру и готовится к высадке на берег, мисяне собрали и выставили против него фалангу в тридцать тысяч вооруженных мужей. Но тавры стремительно выпрыгнули из челнов, выставили вперед щиты, обнажили мечи и стали направо и налево поражать мисян. Те не вытерпели первого же натиска, обратились в бегство и постыдным образом заперлись в безопасной крепости своей Дористоле.”
Пока князь Святослав воевал, Киев осадили печенеги. Вполне вероятно, к этому приложила руку византийская дипломатия. ПВЛ: “Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о перенесенном от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир.”
Как видим и у Святослава упоминается конь. Есть проблема, связанная с появлением конницы на Руси. Далее мы узнаем из византийских источников, что до кампании Святослава у Доростола русов не видели сражающимися на конях. Хотя кони упоминаются даже у Олега. Вполне правдоподобной выглядит версия, что кони служили только как средство передвижения до поля боя, где воины спешивались. Это было возможно для славян 6 в., так же практиковали викинги. Но викинги, осевшие во Франции и превратившиеся в норманнов, быстро научились воевать в конном строю. По-видимому и русы во времена Святослава осваивали конный бой. Большие территории и противостояние кочевникам вынуждали дружинников садиться на коней.
Лев Диакон, 5.11: “…рассказывают, что во время набега скифов на Фракию, когда Петру, несмотря на то что он был скопцом, случилось выступить со своим отрядом против них в битве, в промежуток между рядами выехал на коне (!) вождь скифов, муж огромного роста, надежно защищенный панцирем, и, потрясая длинным копьем, стал вызывать желающего выступить против него; тогда Петр, преисполненный сверх ожиданий храбрости и отваги, мощно развернулся и с такой силой направил обеими руками копье в грудь скифа, что острие пронзило тело насквозь и вышло из спины; не смогла защитить великана кольчужная броня, и он, не издав ни звука, распростерся на земле…”
Как свидетельствует анализ археологических находок 10 в., сделанный А.Н. Кирпичниковым, конное снаряжение в захоронениях встречается редко. При раскопках курганов соотношение вооружения и снаряжение таково: на троих воинов со стрелами приходятся двое с копьями и топорами, один с мечом и один с конем. Причем в направлении с севера на юг количество топоров (привычный атрибут варяга) уменьшается, а количество стрел, копий и элементов конской упряжи увеличивается. Сказывается соседство со Степью. С конца 10 в. начинают появляться сабли – оружие всадника, заимствованное по-видимому у хазар или венгров.
Кони и мечи были доступны самым богатым воинам, дружинникам князя. Дружина составляла постоянное войско. Дружинники чаще носили кольчуги, хотя могли встречаться и брони (ламинарные доспехи). Шлемы преобладали сферо – конические, возможно с бармицей и с наносником, а так же с втулкой на макушке. Правда, втулка на шлеме скорее характерна для времени после Святослава. Она использовалась для крепления флажка – яловца. Щит использовался круглый, размером до 1 метра в диаметре. Хотя это противоречит византийскому источнику “о длинном щите до самых ног” (Лев Диакон, 9.1). Длинный щит до самых ног не может быть каплевидным щитом, так как такая форма на Руси распространилась только в 11 веке. В Византии каплевидный щит появился раньше, но при его описании в византийских военных трактатах используют термин skoutarion. Лев Диакон для щита русов использует термин thureos. Скорее всего, это прямоугольный щит, упоминавшийся у славян еще в 6 в.
Для крупных походов дружина дополнялась ополчением, которое распускалось после выполнения боевой задачи. Понятно, что ополченец был вооружен хуже дружинника. Можно ли называть ополчение “воями” или термин “вои” имеет более широкое значение я обсуждать не буду. Тут уже идут в ход филологические тонкости. Дружина и ополчение могли пополняться как наемниками с севера (варяги), так и с юга (печенеги, венгры и прочие скакуны). Комплекс вооружения русского воина складывался под влиянием самых различных соседей, в том числе и византийцев.
Каких то особых тактических приемов русов на поле боя литературные источники не отмечают. Вставали фалангой и бились крепко))) Но вот стойкость отмечается постоянно. Лев Диакон приводит такие строки, 9.8: “О тавроскифах рассказывают еще и то, что они вплоть до нынешних времен никогда не сдаются врагам даже побежденные, — когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе мечами внутренности и таким образом сами себя убивают. Они поступают так, основываясь на следующем убеждении: убитые в сражении неприятелем, считают они, становятся после смерти и отлучения души от тела рабами его в подземном мире. Страшась такого служения, гнушаясь служить своим убийцам, они сами причиняют себе смерть. Вот какое убеждение владеет ими.”
ПВЛ: “В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага”. “В год 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву со Святославом, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: “Здесь нам и умереть; постоим же мужественно, братья и дружина!”. И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: “Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город”. И сказали греки: “Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань и на всю свою дружину и скажи, сколько вас, и дадим мы по числу дружинников твоих”. Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней. И сказал им Святослав: “Нас двадцать тысяч”, и прибавил десять тысяч: ибо было русских всего десять тысяч. И выставили греки против Святослава сто тысяч, и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских.”
Численности армий доверять не стоит. Кроме того, в русских и византийских источниках есть хронологическая путаница с походами князя Святослава на болгар и с посольством Калокира. Иоанн Скилица, Обозрение историй, О войне с Русью императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия: “..на пятом году царствования Никифора (968 г.) в августе месяце 11 индикта они напали на Болгарию, разорили многие города и села болгар, захватили обильную добычу и возвратились к себе. И на шестом году его царствования они опять напали на Болгарию, совершив то же, что и в первый раз, и даже еще худшее… А народ росов, который вышеописанным образом покорил Болгарию и взял в плен Бориса и Романа, двух сыновей Петра, не помышлял более о возвращении домой. Пораженные прекрасным расположением местности, [росы] разорвали договор, заключенный с императором Никифором, и сочли за благо остаться в стране и владеть ею.”
Итак, русы и византийцы готовились к серьезной войне. Лев Диакон, 5.2-3: “А самодержец ромеев Никифор, который вообще был на протяжении всей своей жизни деятелен, бдителен и предусмотрителен, …узнав о происходящем у тавров, занялся в одно и то же время множеством дел. Он снаряжал пешее войско, вооружал отряды, [приучал] конницу к глубинным построениям, одел всадников полностью в железо (!), изготовлял метательные орудия и расставлял их на башнях городской стены. Затем он выковал тяжелую железную цепь и протянул ее на огромных столбах, расставленных в Босфоре, прикрепив одним концом к башне, которую обычно называли Кентипарий, а другим к башне Кастеллий, находящейся на противоположном берегу. Будучи наиболее предприимчивым и предусмотрительным изо всех известных нам людей, он считал, что невыгодно было бы начинать войну против обоих народов. Ему показалось, что полезно склонить один из этих народов на свою сторону.
Так как Никифор не надеялся более договориться с таврами и знал, что нелегко будет подчинить своей воле окончательно уклонившегося от истинного пути патрикия Калокира, который вышел из-под его власти и возымел большое влияние на Сфендослава, он предпочел отправить посольство к единоверцам мисянам. Мисяне с радостью приняли посольство, посадили девиц царской крови на повозки (женщины у мисян обычно разъезжают на повозках) и отправили их к василевсу Никифору, умоляя его как можно скорее прийти к ним на помощь, отвратить повисшую над их головами секиру тавров и обезвредить ее.”
Отметим, что Лев Диакон говорит о возрождении тяжеловооруженной византийской конницы, действующей в глубоких построениях. По-видимому, речь идет о катафрактах, упомянутых в “Стратегике” Никифора Фоки.
В разгар подготовки к войне со Святославом Никифор Фока гибнет в результате заговора, а новым императором Византии становится Иоанн Цимисхий. Оба императора были талантливыми полководцами. Лев Диакон, 6. 8-11: “А с катархонтом войска росов, Сфендославом, он решил вести переговоры. И вот [Иоанн] отрядил к нему послов с требованием, чтобы он, получив обещанною императором Никифором за набег на мисян награду, удалился в свои области и к Киммерийскому Боспору, покинув Мисию, которая принадлежит ромеям… Сфендослав очень гордился своими победами над мисянами; он уже прочно овладел их страной и весь проникся варварской наглостью и спесью. Объятых ужасом испуганных мисян он умерщвлял с врожденной жестокостью: говорят, что, с бою взяв Филиппополь, он со свойственной ему бесчеловечной свирепостью посадил на кол двадцать тысяч оставшихся в городе жителей и тем самым смирил и [обуздал] всякое сопротивление и обеспечил покорность. Ромейским послам [Сфендослав] ответил надменно и дерзко: «Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных. Если же ромеи не захотят заплатить то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и убираются в Азию, а иначе пусть и не надеются на заключение мира с тавроскифами».
Получив известие об этих безумных речах, император решил незамедлительно со всем усердием готовиться к войне, дабы предупредить нашествие [Сфендослава] и преградить ему доступ к столице. Он тут же набрал отряд из храбрых и отважных мужей, назвал их «бессмертными» и приказал находиться при нем. Затем он [повелел] магистру Варде, прозванному Склиром, родному брату покойной жены его Марии, мужу предприимчивому и необыкновенно храброму, а также патрикию Петру… собрать войско и отправиться в близлежащие и пограничные с Мисией земли. Они получили повеление провести там зиму, упражняя воинов и объезжая страну, чтобы она не потерпела никакого вреда от скифских набегов.”
Под “Бессмертными” понимается элитный полк тагматы, которые скорее всего являлись клибанофорами. О различие катафрактов и клибанофоров существуют разные гипотезы, например, разница в статусе отрядов или в бронировании лошадей. Ясно, что качеством конницы византийцы намного превосходили русов. Боевые действия русов князя Святослава против византийцев привели к битвам при Аркадиополе и Доростоле.
Комментарии
Ваш отзыв