Настольный варгейм: армии крестоносцев 11-13 в.

Автор: , 11 Окт 2018

ordenes-militaresМы рассматривали некоторые битвы Крестовых походов и армии крестоносцев в бою против сарацин. За два века, начиная от 1 Крестового похода 1097 года до падения Акры  в 1291 году, вооружение и внешний вид защитников Гроба Господня существенно менялся. В этой статье будем разбираться, какие наборы солдатиков в 72 масштабе помогут нам сформировать армии крестоносцев.

Воины армии 1 Крестового похода выглядят типично для норманнской армиии конца 11 в. Во многом их реконструкция опирается на ковер из Байе.

Западно-европейский рыцарь конца 11 начала 12 века

Художник Дмитрий Алексинский

Художник подписал этот рисунок на середину 12 в., но для рыцаря вполне можно датировать на конец 11 в. Обратите внимание, копье воин держит на вытянутой руке а-ля Гастингс, а не подмышкой, как это будет характерно с 12 в. Этот же воин по своему вооружению может оказаться сержантом на конец 12 в. В дальнейшем, при рассмотрении фигурок солдатиков мы столкнемся с тем, что одну и ту же фигурку можно рассматривать как рыцаря на ранний период или сержанта на более поздний период. Если такой воин участвует в крестовом походе, то на плаще и щите у него должны быть кресты.

Поверх стеганного акетона надета кольчуга – хауберк с рукавами в три четверти и капюшоном – коифом. Художник изобразил сегментный шлем (шпангенхельм) с наносником, но он может быть и цельным норманнским шлемом конической формы. Части рук и ног остаются открытыми, ноги прикрывает большой мендалевидный щит с умбоном.

Реже встречался чешуйчатый доспех:

Крестоносец 1 Крестового похода в ламеллярном доспехе

Художник Richard Hook

Вооружение конца 11 в.

Художник Игорь Дзысь

К концу 12 в. ноги рыцаря закрыты кольчужными чулками – шоссами, в связи с чем щит имеет тенденцию к уменьшению. Рукава хауберка становятся длинными, заканчиваясь кольчужными рукавицами. Поверх кольчуги, для защиты ее от погодных условий и для лучшей идентификации воина носят накидку – котту (или сюрко). Шлем рыцаря наряду с обычной конической может приобретать куполообразную или фригийскую формы с забралом, а также форму таблетки – потхельм. Вместо наносника появляется полноценное забрало. Сержанты могут использовать простые полусферические каски – цервельер, шляпы с широкими полями – шапель де фер или сражаться в одних капюшонах.

Шлемы 11 - 13 вв.

Художник Christa Hook

На лошадях появляются стеганные попоны. Кстати, в некоторых ситуациях и рыцари с сержантами, уж не говоря о простых воинах, могли ограничится стеганными доспехами.

Вооружение конца 12 в.

Художник Игорь Дзысь

В первой половине 13 в. потхельм превращается в горшковидный шлем – топфхельм, который закрывает голову полностью. Еще раз он трансформируется в конце 13 в., увеличиваясь в размерах, так что бы опираться на плечи, а под него надевать дополнительно цервельер или бацинет. Такой большой шлем назывался грейтхельм или кюбельхельм.

Эволюция рыцарских шлемов 12-13 вв.

Вооружение второй половины 13 в.

Художник Игорь Дзысь

Еще во второй половине 13 в. появляется такая особенность доспехов как айлеты – наплечники в виде квадратных крылышек.

Сержант тамплиеров

Художник Николай Зубков

Много информации по внешнему виду воинов середины 13 в. содержится в иллюстрациях Библии Мациевского:

Воины середины 13 в.

Библия Мациевского

Для последующего обсуждения наборов солдатиков крестоносцев нужно отметить, что и рыцарям и сержантам иногда приходилось спешиваться. Особенно часто это происходило в 1 Крестовом походе из-за нехватки лошадей. Рыцари и конные сержанты составляли небольшую часть войска. Пеших сержантов копейщиков, лучников, арбалетчиков было большинство. Конкретно в 1 Крестовом походе значительная часть пехоты состояла из бедных религиозных фанатиков со всей Европы. Тафуры (бродяги) обладали самым примитивным оружием и роль их в полевых битвах была минимальна, но они проявляли себя во время марша или при осадах.

После взятия Иерусалима многие рыцари из Палестины вернулись домой в Европу. Пополнялись войска за счет новых крестовых походов не часто. В армию принимали как европейских наемников, так и местных христиан от смешанных браков (а иногда и мусульман), из которых могли формировать отряды легкой конницы – туркополов. Так же определенную роль при защите Святой земли играли вооруженные религиозные братства горожан.

Туркопол

Художник Марик Шишко

Основной ударной силой армий крестоносцев к середине 12 в. стали военно-монашеские ордена тамплиеров (храмовники) и госпитальеров (иоанниты). Как военная организация – первыми появились тамплиеры, поэтому уставы остальных орденов основывались на уставе Ордена бедных рыцарей Иерусалимского храма (в свою очередь опиравшегося на устав цистерцианцев). Тевтонский орден появился в конце 12 в., когда  тамплиеры и госпитальеры успели прочно обосноваться и не собирались уступать ведущие роли. В результате этого тевтонцы в 13 в. обратили свое внимание на Восточную Европу (Лигнице, Чудское озеро и т.п.). Существовали и более мелкие рыцарские ордена, например Орден Святого Лазаря (зеленый крест), состоящий из прокаженных рыцарей. Ордена имели сложную структуру иерархии, возглавлялись Великими Магистрами (у немцев Гроссмейстер или Гохмейстер), коннетаблями, маршалами и другими чинами. Основная военная сила состояла из братьев рыцарей и братьев сержантов (неблагородного происхождения). В орденах могли присутствовать светские рыцари со своими оруженосцами и сержанты, служащие определенный срок и возвращающиеся после к мирской жизни.

В настольном варгейме мы можем вносить изменения во внешний вид фигурок солдатиков с точки зрения геральдики и отличительных особенностей обмундирования, которые могли меняться в рассматриваемый период.

Флаги крестоносцев

Художник Ian Heath

На иллюстрации видим флаги Иерусалимского королевства, тамплиеров и госпитальеров. Начнем с тамплиеров. Как и для других орденов Устав тамплиеров декларирует аскетизм для своих членов:

“Мы повелеваем, чтобы одеяния братьев всегда были одних цветов, а именно белого, черного или коричневого. И мы дозволяем всем братьям-рыцарям носить, если возможно, белые одежды зимой и летом, чтобы оставившие жизнь тьмы, могли узнать друг друга, как посвятившие себя создателю, по знаку белых одежд, которые означают чистоту и полное целомудрие. Но эти одежды должны быть без всяких украшений и без всяких проявлений гордости.

Одежда и вооружение рыцарей тамплиеров

Художник Wayne Reynolds

Каждый брат-рыцарь может иметь три лошади и не более без разрешения Магистра, из-за большой бедности которая существует сейчас в Домах Господа и в Храме Соломона. Каждому брату-рыцарю мы даруем трех лошадей и даем одного сквайра (оруженосец – совсем не обязательно сержант!)…

Мы полностью запрещаем всем братьям иметь золото или серебро ни на своих уздечках, ни на стременах, ни на шпорах. Это если он покупает их. Но если случается так что упряжь дарится ему и она настолько стара, что золото и серебро поблекли, а блестящая красота не видна другим и не вызывает гордости, тогда он может иметь ее. Но если ему дариться новое снаряжение, пусть Магистр решит так как считает верным.

…чтобы сержанты и сквайры не имели белых одежд, так как от такой привычки делается великий вред для дома; …пусть им будут даны черные одежды, но если таковых не найти, пусть будет дано то что есть в данной провинции, или то что менее дорого.”

Братья рыцарь и сержант тамплиеров

Итак, братья рыцари носят белые одежды, братья сержанты черные или коричневые (бурые). Украшения и позолота запрещены, но в некоторых случаях, когда разрешает Магистр – разрешены. Насколько декларативные принципы христианской бедности отвечали жизненным реалиям, это спорный вопрос. Вспомним, что перебравшись в Европу после падения Акры, тамплиеры стали банкирами, давали деньги под проценты и оказались чуть ли не богаче короля Франции (за что и поплатились).

Госпитальеры изначально были монашеским орденом, целью которого было лечить паломников. Поэтому их изначальный вид отличается от тамплиеров. Вместо белой котты иониты как рыцари, так и сержанты носили черную монашескую рясу – каппу, с белым прямым крестом. С начала  13 в. на черных одеждах появляется восьмиконечный белый крест.

Одежда и вооружение госпитальеров

Художник Christa Hook

Во второй половине 13 в. папа разрешил братьям рыцарям в боевых условиях носить красное сюрко, что вскоре распространилось и на братьев сержантов.

Госпитальеры 11 - 13 вв.

Художник Christa Hook

Изменение внешнего вида госпитальеров 12-13 вв.

Много споров возникает по внешнему виду тевтонцев, которых мы чаще обсуждаем не в связи с битвами на Святой Земле, а на Чудском озере. Из Устава тевтонцев:

“Есть три вещи, которые является основополагающими любой религиозной жизни, и они прописаны в этом правиле. Первое – пожизненное целомудрие, второе – отказ от собственной воли, т.е. послушание вплоть до смерти, третье – принятие бедности, т.е. житие без собственности после вступления в этот орден.

Верхняя одежда должна быть спокойных тонов. Братья рыцари должны носить белые плащи, как знак своего рыцарства, но другие их одежды не должны отличаться от одежд остальных братьев. Мы постановляем, чтобы каждый брат носил черный крест на плаще, на покрытиях шлема и брони, дабы показывать наружно принадлежность свою этому Ордену… если случится, что запрещено Господом, что брат упорно настаивает на получении оружия или вещей лучших или более изящных чем те, что ему выдали, то он заслуживает получения худших. Ибо это показывает, что тот, кто заботится в первую очередь о нуждах тела, не имеет крепости в сердце и внутренней добродетели.

Так как этот орден специально основан для рыцарей, сражающихся против врагов Креста и веры, и так как обычаи врагов в сражении и других вопросах очень разнятся в разных землях, и таким образом необходимо противостоять врагам разным оружием и разными способами, мы оставляем на усмотрение старшего меж братьями все вопросы, касающиеся рыцарей, лошадей, оружия, слуг и другие вещи, надлежащие и допустимые братьям в битве, чтобы он приказывал и решал все вышеупомянутые вопросы совместно с советом мудрейших братьев провинции, в которой идет война, или же с теми, кто рядом, если он не может отложить решение этих вопросов, не повредив остальным братьям. Однако, необходимо строго соблюдать следующее правило: седла и уздечки и щиты не должны покрываться золотом и серебром неумеренно, равно как и другими мирскими цветами…”

Тевтонцы конца 13 в.

Что считать “умеренной” позолотой и соблюдалась ли всегда бедность и целомудрие??? Нас конечно интересует не столько целомудрие тевтонцев, сколько рога и другие украшения. Есть сведения о различных позолоченных украшениях рыцарей и Гроссмейстеров. Ян Длугош, “История Польши”: “Между тем рыцарь прусского войска, немец родом, которого звали Диппольд Кикериц фон Дибер, из Лузации, с золотой перевязью, в белом тевтонском плаще (который по-польски мы называем jakka – кафтан), с ног до головы облаченный в доспехи, выскочил на рыжей лошади из рядов большой прусской хоругви…”

Светские рыцари, приезжающие со всей Европы участвовать в крестоносных “сафари”, могли носить на шлемах что угодно. Правда, большей частью сложные фигуры на шлемах использовались как геральдика для турниров или церемоний.

Турнирные шлемы конца 13 в.

Манесский кодекс

Но встречаются изображения украшений на шлемах и в боевых условиях.

Боевые шлемы конца 13 в.

Манесский кодекс

Ну и иллюстрация, вызывающая наибольшее количество споров – миннезингер (поэт – музыкант) Тангейзер, на которой шлем с украшением приведен вместе с тевтонским плащом и откуда пошли массовые изображения рогатых ведер на головах тевтонцев.

Миннезингер Тангейзер

Манесский кодекс

Он участвовал в крестовом походе вместе с Фридрихом 2, поддержанным тевтонцами, но быть братом рыцарем Тевтонского Ордена никак не мог в силу своей весьма фривольной жизни, описываемой им в песнях. Однако он вполне мог быть братом рыцарем, служившим определенный срок в Ордене во время похода Фридриха. Шлем на иллюстрации похож на потхельм с забралом либо топфхельм. Но современные художники изображают его в грейтхельме, опережая время на несколько десятилетий. К концу 13 в. Тангейзер был уже мертв.

Тевтонцы на 13 в.

Художник Richard Scollins

Есть изображение символики на шлеме Гроссмейстера в виде круга (верховное кольцо магистра?) и креста в нем.

Гроссмейстер Тевтонского Ордена, Апокалипсис

Только оно относится к 14 в. и мы снова видим грейтхельмы (кюбельхельмы). Все рассуждения на тему наличия или отсутствия украшений на шлемах тевтонцев в середине 13 в. являются достаточно спекулятивными. Ясно, что Гроссмейстер всегда мог себе позволить то, что не положено рядовым братьям, но о массовых украшениях, говорить нельзя. И “ведра” надевать на головы тевтонцам в середине 13 в. рано. Можно изобразить так:

Рыцарь тевтонцев первая половина 13 в.

Художник Игорь Сибикеев

Есть еще один спорный момент экипировки тевтоцев. На иллюстрации из Оспрея выше, рядом с Тангейзером в сером плаще изображен сержант с неполным (тау) крестом. Если это действительно брат сержант (сариант), то крест должен быть полный.

Воины Тевтонского Ордена первой половины 13 в.

Из Устава Тевтонского Ордена: “Так как Орден может нуждаться в людях, мы позволяем принимать в качестве прислуги в Орден мирских людей, женатых и одиноких, кто предает тело свое и собственность братьям; более того, их жизнь, как и подобает, должна быт честной, и не только должны они избегать явных грехов, но не должны также гнаться за незаконными прибылями и торговлей. Они должны носить одежды религиозных оттенков, но не с полным крестом.”

Под прислугой в первую очередь понимаются полубратья (Halbbruder) и простые кнехты (кнаппены), которые участвовали в боевых действиях в случае крайней необходимости, а в обычное время занимались хозяйственными делами. Сомневаюсь, что в эту категорию попадают вассалы и арендаторы Ордена – фамилиары. Вообще, иерархия в Ордене достаточно запутанная и могла меняться со временем. Можно еще отметить, что все, кроме братьев рыцарей должны были бриться.

Одежда Тевтонского Ордена

Раз мы так подробно остановились на тевтонцах, то отметим и Меченосцев, которые носили один или два красных меча с красной звездой на белом плаще. После разгрома при Сауле меченосцы образовали ливонский филиал Тевтонского Ордена.

Рыцари тевтонцев и меченосцев, середина 13 в.

Художник Игорь Дзысь

Самые известные ордена крестоносцев в Испании – Ордена Сантьяго и Калатравы:

Рыцари орденов Сантьяго и Калатравы

Теперь перейдем к наборам солдатиков для создания армии крестоносцев, учитывая все вышеизложенное по внешнему виду и вооружению и то, что наборы могут быть растянуты на два века, а значит придется выбирать фигурки для конкретных периодов.

В первую очередь отметим старые, достаточно универсальные наборы Звезды и Итала – Крестоносцы, Тевтонцы и Ливонцы.

Набор солдатиков "Крестоносцы"

plasticsoldierreview.com

Набор солдатиков Тевтонцы

plasticsoldierreview.com

Набор солдатиков Ливонцы

plasticsoldierreview.com

Там есть и конница и пехота. Эти наборы разбавим крестоносцами Цезаря (конный и пеший) и тамплиерами Итальери.

Наборы солдатиков Крестоносцы от Цезаря

plasticsoldierreview.com

Набор солдатиков Тамплиеры

plasticsoldierreview.com

К названным наборам неплохо добавить плохо вооруженных бедняков тафуров. Их можно взять например из набора Звезды “Средневековая крестьянская армия”:

Набор солдатиков "Средневековая крестьянская армия"

plasticsoldierreview.com

Можно набрать тафуров и из наборов пеших крестоносцев Стрельца, но лично я Стрелец не люблю. У Стрельца так же есть необходимые нам туркополы. Но я бы попытался заменить их набором легкой конницы от ХАТа на времена Эль Сида:

Набор солдатиков "Испанская легкая конница Эль Сида"

plasticsoldierreview.com

Только нужно фигуркам как то приклеить лук))) В наборе Тяжелая конница Эль Сида тоже можно взять фигурки с круглыми щитами. Кстати, у Хата из наборов Эль Сида подойдут и некоторые фигурки пехотинцев, в том числе на тафуров:

Набор солдатиков ХАТА "Испанская пехота Эль Сида"

plasticsoldierreview.com

Есть и наборы других производителей, но перечисленных солдатиков нам вполне хватит составить армии крестоносцев от 1 Крестового похода до падения Акры.

Последняя атака крестоносцев в Акре, 1291 г.

Художник Mariusz Kozik

Комментарии

Ваш отзыв