Настольный варгейм: Варгейм как явление

Автор: , 05 Сен 2011

Настольный варгеймОбзорная статья о варгейме.  Автор М. Белавин aka Seagurt

Варгейм — жанр настольных игр «в войнушку» имеет историю сравнимую с историей человечества. Все древнейшие игры с фигурками и фишками — го, рендзю, шахматы, шашки и

многие другие — по своей сути являются имитацией некого военного конфликта. Зарождение современного варгейма в Европе связывают с появлением в начале XIX-го века так называемых штабных «военных игр» (Kriegsspiel) в Пруссии, которые использовались для обучения военного персонала планированию и проведению операций. В этих играх использовались практически все «игровые элементы» современных варгеймов: игральные кости для имитации стохастических процессов и сложные правила, учитывающие такие важные для военного столкновения факторы как моральный дух войск, влияние типа местности и, даже, погоды. Правда для отображения войск использовались «блоки», а не фигурки солдатиков (как в современных варгеймах с миниатюрами).

Варгейм, настольная игра

Удивительно, что появление первых настольных варгеймов, ставших доступными широкой публике, связано с именами двух великих писателей-фантастов. В начале XX-го века английский писатель Герберт Уэллс опубликовал свои правила «Напольные игры» (Floor Games, 1911) и «Маленькие войны» (Little Wars, 1913) для игры в солдатики (военной миниатюрой). Это были очень простые правила, в которых использовались игрушечные пушки с пружинным механизмом для стрельбы.

Варгейм, настольная игра

А в 1940 г. американский писатель Флетчер Прэтт издал свои правила «Морские военные игры» (Naval War Game), посвященные отыгрыванию морских баталий с помощью миниатюрных «корабликов». В отличие от правил Уэллса, здесь результаты стрельбы высчитывались по специальным математическим формулам. Правила Прэтта отличались высоким реализмом и исторической достоверностью.

Следующей вехой в развитии варгейма считается 1955 г., когда предприимчивый американец Джек Скраби наладил выпуск недорогих миниатюр из твердой резины. До этого в варгеймах использовались весьма дорогие металлические миниатюры. В 1957 г. Скраби основал свою фирму по выпуску миниатюр (Scraby Miniatures) и выпустил первый в мире журнал посвященный варгеймам (War Game Digest). После появления недорогих миниатюр солдатиков и периодического издания, настольный варгейм начал постепенно превращаться в действительно массовое хобби.

В настоящее время настольный варгейм является интернациональным хобби. В солдатиков играют повсеместно по всему миру. Вот примеры самых известных фирм, производящих варгеймы и поддерживающих их развитие в своих странах: Games Workshop (Великобритания) — производитель одного из самых популярных в мире фэнтези-варгеймов Warhammer; Avalon Hill (США) и GMT Games (США) — крупнейшие производители настольных варгеймов (без миниатюр); Wargames Research Group (Великобритания) — самый известный издатель правил и дополнительных материалов посвященных историческим варгеймам с миниатюрами; В России крупнейшим производителем миниатюр солдатиков для настольных варгеймов является фирма «Звезда».

Современные варгеймы условно можно разделить на следующие виды:

а) Настольный варгейм с фигурками солдатиков

Настольный варгейм

б) Настольно-печатные варгеймы

(вместо миниатюр солдатиков используются карточки и фишечки, сражение происходит на напечатанном игровом поле)

Варгейм, настольная игра

в) Карточные варгеймы

(вместо наборов солдатиков, кубиков и поля битвы используются специальные карты, наподобие игральных)

Варгейм, настольная игра

г) Компьютерные варгеймы

Варгейм, настольная игра

Варгеймы также можно разделить:

а) По типу сражения на полевые, морские, воздушные и, даже, космические.

б) По исторической достоверности на исторические варгеймы, фэнтези, сайнсфикшн и тп.

в) По историческому периоду: античность, средневековье, ренессанс, наполеоника, первая мировая, вторая мировая и тп.

г) По масштабности сражения: большая стратегия (Grand strategy) — игра охватывающая все аспекты войны, в которую оказывается вовлеченным большая часть населения планеты; стратегический уровень — игрок управляет не целой страной или союзом, а всего лишь отдельными армиями, корпусами и дивизиями; операционный уровень — управление войсками осуществляется на уровне батальонов и дивизий; тактический уровень — управление на уровне рота-взвод; скирмиш — управление отдельными бойцами и единицами боевой техники.

Ни одна игра невозможна без правил. Варгейм не исключение, однако в варгейме к правилам относятся не совсем так, как например в шахматах. Безусловно, в типичных правилах варгейма со всей строгостью описываются все аспекты предстоящей битвы: различные рода войск; то как они должны быть представлены на поле боя; на сколько сантиметров их можно передвинуть за один ход; сколько кубиков за них надо кидать; какие бонусы имеет кавалерия против пехоты и тп. Однако какими бы сложными ни были правила варгейма, всех игровых ситуаций предусмотреть невозможно. Да и кому нужны такие сложные правила, по которым одна небольшая битва будет отнимать у игроков, например, 4 или 5 часов времени. Поэтому большинство популярных варгеймов основано на правилах, которые постулируют целью игры не победу над противником «во что бы то ни стало», а совместное дружественное времяпрепровождение. Этот постулат оказывается жизненно необходимым именно при возникновении споров о трактовке не описанных в правилах игровых ситуациях.

Варгейм как хобби позволяет человеку реализовать следующие общечеловеческие потребности:

а) Потребность в общении с людьми имеющими сходные интересы (а не просто водку бухать)

б) Потребность в познании нового (исторические варгеймы стимулируют в людях изучение военной истории)

в) Потребность в игре, как в интеллектуальном творчестве (хороший варгейм позволяет игроку проявить все свои полководческие таланты в полной мере и посостязаться в этом с живым партнером)

г) Потребность в художественном творчестве (все варгеймы с миниатюрами предполагают, что игроки сами должны раскрашивать свои армии; продвинутые игроки даже сами занимаются скульптингом или хотя-бы «переделыванием» готовых миниатюр солдатиков под свои нужды)

д) Потребность в коллекционировании (да, у хардкорных варгеймеров все стеллажи и полки в квартире завалены коробками с солдатиками.. )

Хорошо ли играть за фрицев? Война — это обоюдное насилие, любая сторона, участвующая в таком насилии, совершает преступление. Однако наше мышление устроено так, что в любой ситуации мы ищем виноватого, ну или хотя бы того, кто виноват чуть больше, чем все остальные. Скорее всего это что-то идущее из детства.. Вот так и в любом военном конфликте принято считать одну сторону «хорошей», а другую «плохой». И, наверное, поэтому в детстве никто не хотел играть за «плохую» сторону. Однако мы выросли. Мы выросли и поняли, что в мире есть не только черные волки и белые голуби, но ещё и зебры.

В ходе Третьей Пунической войны римляне сравняли с землей крупнейший торговый город Средиземноморья Карфаген, тысячи людей были проданы в рабство, карфагенское государство и культура были полностью уничтожены. Разве это не геноцид? А сколько ещё «военных преступлений» было совершено выходцами из Вечного Города? Не правда ли, этот вопрос кажется нелепым? Разве кто-то считает древних римлян «военными преступниками», разве кто-то из этих соображений запрещает себе играть в варгеймы на стороне Рима? Наконец, разве кто-то сомневается в том, что карфагеняне сделали бы тоже самое в отношении Рима, если бы победили?

Варгейм — это игра в «войну». Играя в «войну» мы априори соглашаемся, что моделируем на столе «обоюдное насилие», поэтому в игре не будет ни «черных», ни «белых». В игре будет только игра. А выяснение «кто прав, а кто виноват» оставим для тех, кто играет в более «серьезные» игры. Для тех кто считает, что в солдатиков играют только дети.

Также обзорные статьи по настольному варгейму можно прочесть:

Настольный варгейм: Эпоха пластиковых войн

Настольный варгейм: Игра в солдатики или образ жизни?

Настольный варгейм: Откровения бывалых варгеймеров

Настольный варгейм: Откровения бывалых варгеймеров, ч.2

Настольный варгейм: правила варгейма, наборы солдатиков и варгеймерские войны

Комментарии

Отзывов (15) на Настольный варгейм: Варгейм как явление”

  1. admin пишет:

    “Да и кому нужны такие сложные правила, по которым одна небольшая битва будет отнимать у игроков, например, 4 или 5 часов времени.”
    Не могу согласиться с Мишей. Есть много хардкорных игроков, готовых сражаться весь день. Хотя лично для меня 4 часа – это предел.

    ” Поэтому большинство популярных варгеймов основано на правилах, которые постулируют целью игры не победу над противником «во что бы то ни стало», а совместное дружественное времяпрепровождение.”
    И с этим не согласен. Кто то приходит пообщаться, попить пива и между делом подвигать миньки – “поиграть в солдатиков”. Кому то нужно обязательно победить, пусть даже за счет багов в правилах, а кто то любит подумать за игрой на предмет соответствия происходящей игры с исторической реальностью.

  2. Вася пишет:

    Невежда ты. Джейна забыл. Еще до русско-японской войны по его правилам играли во всех флотах мира. По идее его знаменитый справочник-ежегодник по флотам являлся этакой распиской для его правил с готовыми карточками кораблей.

  3. Вася пишет:

    Посмотрел. Там про правила Джейна ничего нет.

  4. Вася пишет:

    Поскольку по английски ты не читаешь, вот тебе ссылка на Вику

  5. Вася пишет:

    Заметил, что писал Белавин. Извиняюсь перед ним за “невежду”, так я только тебя могу называть.

    • Strateg пишет:

      Вася, надеюсь, ты с какой то очередной попытки поймешь, что это не моя статья.
      Все вопросы к Мише Сигурту.
      Лично я не играю корабликами.
      Шахматы, Го и Рендзю существовали до Джейна.
      Хочу посоветоваться. Не кажется ли тебе, что слово “невежда” больше подходит к людям, изучающим военную историю исключительно по ВРГ книгам?

  6. Вася пишет:

    По новому закону о клевете, ты, как редактор, несешь ответственность.

    Невежда проявляется в конкретных случаях. Я с тобой по античке когда спорил?

    А 20-й век хорошо знаю.

    • Strateg пишет:

      Вася, а какое отношение к этому сайту и ко мне имеет 20 век?
      По новому закону о клевете ты мне должен штуку баксов за “невежду”.)))
      Наликом в Питере отдашь или на ВэбМани кинешь?

      Смотрю, пофлудить захотелось? Давай лучше на теме, где тетки полуголые))

  7. Seagurt пишет:

    Василий, спасибо за интересную информацию)) Статью писал давно для “глянцевого” журнала, поэтому конечно же статья достаточно поверхностная. Флетчера Прэтта и Герберта Уэллса знают все, так что я и не стал особо заморачиваться в поиске других “первопроходцев” жанра. Кстати в wiki написано, что он вроде как придумал “дополнение к штабной игре”, а не самостоятельные правила. В англоязычной wiki вообще ничего по этому вопросу не сказано.

  8. Вася пишет:

    Да нет, правила самостоятельные были. И очень знаменитые. Их просто потом профессиональные моряки применяли в штабных играх.

    Русским морским офицерам даже давали премии, если они играли по этим правилам.

  9. Seagurt пишет:

    Насколько я понимаю, всё таки речь идет о правилах, предназначенных для проф. тренировки военных, а не об игре для гражданских, увлекающихся “солдатиками и корабликами”? Т.е. эти правила попадают в категорию “штабные игры”?

  10. Seagurt пишет:

    Похоже, что так оно и есть. http://www.wargaming.co/books/fredjane/summary.htm

  11. Kirill пишет:

    Вот на такой штуке играем http://vk.com/warzone40k

Ваш отзыв