Настольный варгейм: Варгейм как явление
Автор: Strateg, 05 Сен 2011
Обзорная статья о варгейме. Автор М. Белавин aka Seagurt
Варгейм — жанр настольных игр «в войнушку» имеет историю сравнимую с историей человечества. Все древнейшие игры с фигурками и фишками — го, рендзю, шахматы, шашки и
многие другие — по своей сути являются имитацией некого военного конфликта. Зарождение современного варгейма в Европе связывают с появлением в начале XIX-го века так называемых штабных «военных игр» (Kriegsspiel) в Пруссии, которые использовались для обучения военного персонала планированию и проведению операций. В этих играх использовались практически все «игровые элементы» современных варгеймов: игральные кости для имитации стохастических процессов и сложные правила, учитывающие такие важные для военного столкновения факторы как моральный дух войск, влияние типа местности и, даже, погоды. Правда для отображения войск использовались «блоки», а не фигурки солдатиков (как в современных варгеймах с миниатюрами).
Удивительно, что появление первых настольных варгеймов, ставших доступными широкой публике, связано с именами двух великих писателей-фантастов. В начале XX-го века английский писатель Герберт Уэллс опубликовал свои правила «Напольные игры» (Floor Games, 1911) и «Маленькие войны» (Little Wars, 1913) для игры в солдатики (военной миниатюрой). Это были очень простые правила, в которых использовались игрушечные пушки с пружинным механизмом для стрельбы.
А в 1940 г. американский писатель Флетчер Прэтт издал свои правила «Морские военные игры» (Naval War Game), посвященные отыгрыванию морских баталий с помощью миниатюрных «корабликов». В отличие от правил Уэллса, здесь результаты стрельбы высчитывались по специальным математическим формулам. Правила Прэтта отличались высоким реализмом и исторической достоверностью.
Следующей вехой в развитии варгейма считается 1955 г., когда предприимчивый американец Джек Скраби наладил выпуск недорогих миниатюр из твердой резины. До этого в варгеймах использовались весьма дорогие металлические миниатюры. В 1957 г. Скраби основал свою фирму по выпуску миниатюр (Scraby Miniatures) и выпустил первый в мире журнал посвященный варгеймам (War Game Digest). После появления недорогих миниатюр солдатиков и периодического издания, настольный варгейм начал постепенно превращаться в действительно массовое хобби.
В настоящее время настольный варгейм является интернациональным хобби. В солдатиков играют повсеместно по всему миру. Вот примеры самых известных фирм, производящих варгеймы и поддерживающих их развитие в своих странах: Games Workshop (Великобритания) — производитель одного из самых популярных в мире фэнтези-варгеймов Warhammer; Avalon Hill (США) и GMT Games (США) — крупнейшие производители настольных варгеймов (без миниатюр); Wargames Research Group (Великобритания) — самый известный издатель правил и дополнительных материалов посвященных историческим варгеймам с миниатюрами; В России крупнейшим производителем миниатюр солдатиков для настольных варгеймов является фирма «Звезда».
Современные варгеймы условно можно разделить на следующие виды:
а) Настольный варгейм с фигурками солдатиков
б) Настольно-печатные варгеймы
(вместо миниатюр солдатиков используются карточки и фишечки, сражение происходит на напечатанном игровом поле)
в) Карточные варгеймы
(вместо наборов солдатиков, кубиков и поля битвы используются специальные карты, наподобие игральных)
г) Компьютерные варгеймы
Варгеймы также можно разделить:
а) По типу сражения на полевые, морские, воздушные и, даже, космические.
б) По исторической достоверности на исторические варгеймы, фэнтези, сайнсфикшн и тп.
в) По историческому периоду: античность, средневековье, ренессанс, наполеоника, первая мировая, вторая мировая и тп.
г) По масштабности сражения: большая стратегия (Grand strategy) — игра охватывающая все аспекты войны, в которую оказывается вовлеченным большая часть населения планеты; стратегический уровень — игрок управляет не целой страной или союзом, а всего лишь отдельными армиями, корпусами и дивизиями; операционный уровень — управление войсками осуществляется на уровне батальонов и дивизий; тактический уровень — управление на уровне рота-взвод; скирмиш — управление отдельными бойцами и единицами боевой техники.
Ни одна игра невозможна без правил. Варгейм не исключение, однако в варгейме к правилам относятся не совсем так, как например в шахматах. Безусловно, в типичных правилах варгейма со всей строгостью описываются все аспекты предстоящей битвы: различные рода войск; то как они должны быть представлены на поле боя; на сколько сантиметров их можно передвинуть за один ход; сколько кубиков за них надо кидать; какие бонусы имеет кавалерия против пехоты и тп. Однако какими бы сложными ни были правила варгейма, всех игровых ситуаций предусмотреть невозможно. Да и кому нужны такие сложные правила, по которым одна небольшая битва будет отнимать у игроков, например, 4 или 5 часов времени. Поэтому большинство популярных варгеймов основано на правилах, которые постулируют целью игры не победу над противником «во что бы то ни стало», а совместное дружественное времяпрепровождение. Этот постулат оказывается жизненно необходимым именно при возникновении споров о трактовке не описанных в правилах игровых ситуациях.
Варгейм как хобби позволяет человеку реализовать следующие общечеловеческие потребности:
а) Потребность в общении с людьми имеющими сходные интересы (а не просто водку бухать)
б) Потребность в познании нового (исторические варгеймы стимулируют в людях изучение военной истории)
в) Потребность в игре, как в интеллектуальном творчестве (хороший варгейм позволяет игроку проявить все свои полководческие таланты в полной мере и посостязаться в этом с живым партнером)
г) Потребность в художественном творчестве (все варгеймы с миниатюрами предполагают, что игроки сами должны раскрашивать свои армии; продвинутые игроки даже сами занимаются скульптингом или хотя-бы «переделыванием» готовых миниатюр солдатиков под свои нужды)
д) Потребность в коллекционировании (да, у хардкорных варгеймеров все стеллажи и полки в квартире завалены коробками с солдатиками.. )
Хорошо ли играть за фрицев? Война — это обоюдное насилие, любая сторона, участвующая в таком насилии, совершает преступление. Однако наше мышление устроено так, что в любой ситуации мы ищем виноватого, ну или хотя бы того, кто виноват чуть больше, чем все остальные. Скорее всего это что-то идущее из детства.. Вот так и в любом военном конфликте принято считать одну сторону «хорошей», а другую «плохой». И, наверное, поэтому в детстве никто не хотел играть за «плохую» сторону. Однако мы выросли. Мы выросли и поняли, что в мире есть не только черные волки и белые голуби, но ещё и зебры.
В ходе Третьей Пунической войны римляне сравняли с землей крупнейший торговый город Средиземноморья Карфаген, тысячи людей были проданы в рабство, карфагенское государство и культура были полностью уничтожены. Разве это не геноцид? А сколько ещё «военных преступлений» было совершено выходцами из Вечного Города? Не правда ли, этот вопрос кажется нелепым? Разве кто-то считает древних римлян «военными преступниками», разве кто-то из этих соображений запрещает себе играть в варгеймы на стороне Рима? Наконец, разве кто-то сомневается в том, что карфагеняне сделали бы тоже самое в отношении Рима, если бы победили?
Варгейм — это игра в «войну». Играя в «войну» мы априори соглашаемся, что моделируем на столе «обоюдное насилие», поэтому в игре не будет ни «черных», ни «белых». В игре будет только игра. А выяснение «кто прав, а кто виноват» оставим для тех, кто играет в более «серьезные» игры. Для тех кто считает, что в солдатиков играют только дети.
Также обзорные статьи по настольному варгейму можно прочесть:
Настольный варгейм: Эпоха пластиковых войн
Настольный варгейм: Игра в солдатики или образ жизни?
Настольный варгейм: Откровения бывалых варгеймеров
Настольный варгейм: Откровения бывалых варгеймеров, ч.2
Настольный варгейм: правила варгейма, наборы солдатиков и варгеймерские войны
“Да и кому нужны такие сложные правила, по которым одна небольшая битва будет отнимать у игроков, например, 4 или 5 часов времени.”
Не могу согласиться с Мишей. Есть много хардкорных игроков, готовых сражаться весь день. Хотя лично для меня 4 часа – это предел.
” Поэтому большинство популярных варгеймов основано на правилах, которые постулируют целью игры не победу над противником «во что бы то ни стало», а совместное дружественное времяпрепровождение.”
И с этим не согласен. Кто то приходит пообщаться, попить пива и между делом подвигать миньки – “поиграть в солдатиков”. Кому то нужно обязательно победить, пусть даже за счет багов в правилах, а кто то любит подумать за игрой на предмет соответствия происходящей игры с исторической реальностью.
Невежда ты. Джейна забыл. Еще до русско-японской войны по его правилам играли во всех флотах мира. По идее его знаменитый справочник-ежегодник по флотам являлся этакой распиской для его правил с готовыми карточками кораблей.
Вася, разуй глаза и посмотри первое предложение в статье.
Посмотрел. Там про правила Джейна ничего нет.
Поскольку по английски ты не читаешь, вот тебе ссылка на Вику
Заметил, что писал Белавин. Извиняюсь перед ним за “невежду”, так я только тебя могу называть.
Вася, надеюсь, ты с какой то очередной попытки поймешь, что это не моя статья.
Все вопросы к Мише Сигурту.
Лично я не играю корабликами.
Шахматы, Го и Рендзю существовали до Джейна.
Хочу посоветоваться. Не кажется ли тебе, что слово “невежда” больше подходит к людям, изучающим военную историю исключительно по ВРГ книгам?
По новому закону о клевете, ты, как редактор, несешь ответственность.
Невежда проявляется в конкретных случаях. Я с тобой по античке когда спорил?
А 20-й век хорошо знаю.
Вася, а какое отношение к этому сайту и ко мне имеет 20 век?
По новому закону о клевете ты мне должен штуку баксов за “невежду”.)))
Наликом в Питере отдашь или на ВэбМани кинешь?
Смотрю, пофлудить захотелось? Давай лучше на теме, где тетки полуголые))
Василий, спасибо за интересную информацию)) Статью писал давно для “глянцевого” журнала, поэтому конечно же статья достаточно поверхностная. Флетчера Прэтта и Герберта Уэллса знают все, так что я и не стал особо заморачиваться в поиске других “первопроходцев” жанра. Кстати в wiki написано, что он вроде как придумал “дополнение к штабной игре”, а не самостоятельные правила. В англоязычной wiki вообще ничего по этому вопросу не сказано.
Да нет, правила самостоятельные были. И очень знаменитые. Их просто потом профессиональные моряки применяли в штабных играх.
Русским морским офицерам даже давали премии, если они играли по этим правилам.
Насколько я понимаю, всё таки речь идет о правилах, предназначенных для проф. тренировки военных, а не об игре для гражданских, увлекающихся “солдатиками и корабликами”? Т.е. эти правила попадают в категорию “штабные игры”?
Похоже, что так оно и есть. http://www.wargaming.co/books/fredjane/summary.htm
Вот на такой штуке играем http://vk.com/warzone40k
Молодцы)))