1 крестовый поход: битва при Аскалоне

Автор: , 21 Дек 2017

saracensБитва под Аскалоном 12 августа 1099 года стала последней крупной битвой, завершившей 1 Крестовый поход. Князья крестоносцев, несмотря на разногласия, смогли объединиться и разгромить армию Фатимидов, после чего сочли цели похода выполненными. Основанные крестоносцами небольшие государства получили необходимый запас времени для укрепления своих позиций на Ближнем Востоке.

После победы над сельджуками в битве под Антиохией крестоносцы потратили около года на раздел территорий и споры о их принадлежности. Наконец, во многом под давлением бедноты, они выступили на Иерусалим. За это время власть над Иерусалимом перешла к египетским фатимидам. Помощь крестоносцам с продовольствием и строительными материалами для осады оказали генуэзцы.  Раймунд Анжильский, «История франков, которые взяли Иерусалим»: “И вот уже настал день, определенный для сражения, и завязался бой. Но прежде всего мы хотим заметить вот что: по нашему мнению, а также [по мнению] многих других, в городе было [тогда] до 60 тысяч мужчин, годных носить оружие, за вычетом малолетних и женщин, которым не было и числа. А из наших пригодными к оружию было, как мы считали, не более 12 тысяч; да к тому же у нас имелась масса калек и бедняков. Рыцарей же в нашей рати было 1200 или 1300 и, как я полагаю, не более.” После решительного штурма Иерусалим был взят. Аноним, «Деяния франков и прочих иерусалимцев»: “На восьмой день, как город был взят, правителем города избрали герцога Готфрида (Бульонского), который должен был усмирять язычников и быть оградой для христиан. Тогда же выбрали патриархом разумнейшего и достойного мужа Арнульфа, в праздник оков св. Петра. И был этот город взят христианами 15 июля, в пятницу.”

Арабы не смирились с потерей Иерусалима и, собрав армию, выступили против крестоносцев. Вильгельм (Гийом) Тирский, «История деяний в заморских землях»: “Халиф Египта, который был самым сильным и могущественным правителем Востока, собирает под своей властью рыцарей, благородных мужей и всех других, которые могли держать в руках оружие и уже собрал невероятно огромную армию. Он только выказывает презрение и злобу на то, что у него маленькое число людей, из чужих [и] отдалённых земель, был так храбр и смел, пойти в эту землю и  осадить город, который он [ранее] захватил у своих врагов. Так он призвал к себе Элафдаля (аль-Афдал), князя его армии, который был самым приближённым к нему. Он приказал этому мужу взять армию в Сирию вместе с собой и стремительно атаковать тех глупых и жестоких людей, которые разрушили его мир и начали войну против его людей.

(Элафдаль) достиг Сирии, ведя за собой всех тех, кого можно было найти в Египте… Элафдаль и его войска шли около города под названием Аскалон. Здесь они стали лагерем, и [их лагерь] занимал большое пространство. Все Дамасские и Арабские эмиры на этой площади присоединились к ним, [в целом была] невероятно многочисленная армия… Здесь они согласились, [что они] далее пойдут к Иерусалиму с целью осадить город, среди них существовала мысль о том, что наши бароны не посмеют выйти против них на сражение.

…Герцог (Готфрид) и Граф Фландрийский достигли города Рамлы, они подтвердили, что командир [Элафдаль], стал лагерем около Аскалона с такой огромной армией, что вся страна была покрыта [их палатками].  Они немедленно послали послание к другим баронам, которые оставались в Иерусалиме, и ожидали подтверждения этих событий.  Герцог приказал всем им-за исключением тех, [которые должны составлять] гарнизон города-наступать с большой поспешностью, ведя с собой всех людей, с  целью биться с многочисленной армией их врагов.

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099 г.

Художник Игорь Дзысь

Граф Тулузский и остальные бароны, бывшие с ним, были абсолютно уверены, что  их враги пошли на них с внушающей страх армией. Так они собрали всех своих людей в Иерусалиме и вышли из города вместе с ними, и очень усердно шли, [чтобы объединиться с Христианскими] силами на равнине около города Ибелин, где уже находился Герцог Готфрид. Они собрались все вместе, они обнаружили, что они все насчитывают 1 500 конников и 9 000 пехотинцев. После наша армия была здесь в течении целого дня или даже суток, когда же опустилась ночь и окончилась Вечерняя служба, они увидели большую толпу, которая двигалась, скрытая и укрытая большим участком равнины.

Так они послали туда 200 легко вооружённых, но хорошо сидящих на лошадях всадников для того, чтобы они вплотную посмотрели цели этих людей, которые направлялись туда, и как много их было здесь. Они продвинулись вперёд на достаточное расстояние и, как при приближении всадников, они ясно поняли, что это было [огромное стадо] скота, коров и кобыл! Вместе с этим скотом были конники, которые охраняли его от похитителей и контролировали пастухов. Те, которых бароны послали вперёд, вернулись и рассказали о том, что там нет ничего, кроме скота. Тогда все наши люди побежали к этому стаду. Пастухи смогли сбежать, [однако] несколько из них были взяты в плен. Они разоблачили нашим людям все специфические особенности Турецкой армии. Так стало понятно, что огромная армия Сарацинов расположилась лагерем только в семи милях от них, и что их целью было атаковать и убить всех Христиан.”

Другую численность христианского войска приводит Эккехард из Ауры, Всеобщая Хроника: “в войске христиан было не более 5000 всадников и 15 000 пехоты, а в войске врагов могло быть 100 000 всадников и 400 000 пехоты. ” Понятно, что на число противников крестоносцев можно не обращать внимание. Часть их армии (10 000) состояла из ополчения Аскалона. Похоже, что и силы крестоносцев завышены.

Битва при Аскалоне

Из анонимной итало-норманской хроники «Деяния франков и прочих иерусалимцев», 10.39:

“С наступлением вечера патриарх позаботился оповестить все войско, что завтра ранним утром все должны быть готовы к бою, и всякий, кто погонится за добычей прежде, чем битва закончится, будет отлучен от церкви.

Герцог выстроил свой отряд, граф Норманнский – свой, граф Сен-Жилльский – свой, граф Фландрский – свой, граф Евстафий (Эсташ Бульонский) – свой, Танкред и Гастон – свой. Они построили также пехотинцев и лучников, чтобы те шли впереди воинов. Выстроив всех таким образом, они начали сражаться во имя господа Иисуса Христа. На левом фланге был герцог Готфрид со своим отрядом. Граф Сен-Жилльский скакал со стороны моря на правом. Граф Норманнский, граф Фландрский, Танкред и все остальные ехали верхом в центре. Наши понемногу стали выдвигаться вперед.

Язычники стояли готовые к бою. У каждого из них на шее висел небольшой сосуд, из которого они могли бы пить, преследуя нас, но, слава Богу, этого им не было дозволено. Граф Норманнский, заприметив штандарт эмира с золотым яблоком на конце скипетра, покрытого серебром, со всей мощью напал на эмира и смертельно его ранил. Граф Фландрский храбро атаковал язычников с другой стороны. Танкред напал прямо в сердце их лагеря. Видя это, язычники сразу бросились в бегство. Язычников было неисчислимое множество, а сколько их – не знает никто, кроме самого Бога. Битва была ужасной. Но бывшая с нами сила Божья была столь неодолима, что мы тотчас сокрушили их.

Враги Бога стояли ослепшие и ошеломленные и, глядя на Христовых воинов во все глаза, не видели ничего. В великом страхе они взбирались на деревья, где надеялись скрыться. Но наши, стреляя из лука, убивая копьями и мечами, сбрасывали их на землю. Другие же падали ниц на землю, не осмеливаясь подняться против нас. Наши рубили их, как рубят скот на бойне. Граф Сен-Жилльский возле моря убил их бесчисленное множество. Третьи бросались в море, четвертые разбегались кто куда.

…Все корабли из языческих стран были там. Но люди на них, видя эмира бегущим вместе со своим войском, тотчас подняли паруса и вышли в открытое море. Наши возвратились к шатрам язычников и обрели там без счета золота, серебра и всякого добра, а также животных всех видов и разнообразное оружие. Они взяли с собой все, что хотели, а остальное сожгли. Наши вернулись с радостью в Иерусалим, везя с собой все необходимое добро. Эта битва случилась 12 августа.”

Битва при Аскалоне, 1099

Художник Игорь Дзысь

Битва при Аскалоне

Вильгельм (Гийом) Тирский, История деяний в заморских землях: 

“Наши бароны сразу приготовились к бою и собрались в девять отрядов. Они собрались так, три из них двигались с одной стороны, три из них двигались по центру, а три были сзади, потому что долина была очень обширной. Никто не знал точное количество армии Сарацинов, но все знали, что их было много, так как каждый день [их число] возрастало и росло благодаря новым воинам из всех сторон этой земли, и отдельные лица спешили [присоединиться] к ним, так что было невозможно приблизительно подсчитать [численность этой армии].

…Герцог провозгласил по всему отряду, чтобы каждый вооружился и двинулся вместе со своим отрядом. Позднее, он оживлённо двинулся впереди них туда, где они ожидали найти своих врагов. Египтяне и остальные неверные вместе с ними продвигались и совершенно неорганизованной толпой, когда они увидели наших людей на равнине. Когда они ясно поняли, что наши люди не намерены уходить, ни избегать [сражения], они начали невероятно сомневаться. Когда же они увидели, что наши люди захватывают и занимают такие обширные позиции на равнине, они поняли, что Христиане превышают их по численности, но в действительности же [они превосходили по численности наших людей], как я уже говорил ранее. Наши люди насчитывали только незначительное количество конников и пехотинцев, по сравнению с врагами. Однако здесь было большое стадо скота, которое было захвачено ночью, о чём я тоже уже упоминал.  Когда они двигались, стадо двигалось вперёд вместе с ними. Турки же думали, что стадом была вся наша армия, поэтому они невероятно испугались и  были нерешительны.

Когда же наши бароны увидели, что Наш Господь не забыл их и что он послал большой испуг и страх в Турецкие сердца, они невероятно возрадовались и искренне благодарили Нашего Господа. Они решили, что они не будут преследовать Турков через поле без должной поддержки, потому что они понимали, что они малочисленны, если бы это поняли сами Турки, тогда [определённо ясно], что они могли бы [ещё] причинить вред нашим людям. Наши люди двинулись по их следам к шатрам язычников, потому что Турки так бежали [и] они совершенно не оглядывались назад. Наши люди нашли в лагере язычников огромные запасы золота, серебра, платья и ювелирных украшений, и каждый из них вернулся в Иерусалим, гружённый и обременённый добычей, [иные же] благодарили и восхваляли Нашего Господу за эту победу, честь и выгоду, которая была им предоставлена.”

В качестве дополнения к описанию битвы при Аскалоне можно привести еще небольшие отрывки из первоисточников. Ибн ал-Каланиси, Из «Истории Дамаска»: “В это время прибыл ал-Афдал с египетскими войсками, но было уже поздно. К нему присоединились войска береговых областей, и он остановился 14 рамадана неподалеку от Аскалона, ожидая прибытия морского флота и кочевых арабов. Но войско франков вышло против него, и франки напали на мусульман в великом множестве. Египетское войско бежало к Аскалону, и ал-Афдал вошел в город.

А франки предали мечу мусульман и стали избивать пеших воинов, ополченцев и горожан, а их было около 10 тысяч. Египетский лагерь был разграблен, а ал-Афдал со своими приближенными вернулся в Египет. Франки осадили Аскалон, а потом было решено, что город выплатит им 20 тысяч динаров. Они начали собирать выкуп с жителей города, но в это время вспыхнул раздор среди предводителей франков, и они ушли, не получив ничего. А рассказывают, что в этом сражении было убито из жителей Аскалона — чиновников, ремесленников, купцов и юношей, не считая воинов, — 2700 человек…”

Эккехард из Ауры, Всеобщая Хроника, : “А за день до того, как произошла битва, войско захватило много тысяч верблюдов, коров и овец. Когда народ по приказу князей отпустил их, отправляясь на битву, верблюды, – удивительно сказать, – образовали множество крупных отрядов, и точно также коровы и овцы. Эти животные сопровождали войско таким образом, что казалось стояли вместе со стоявшими, шли вместе с идущими и бежали вместе с бегущими.

Там пало от меча более 100 000 мавров; они были объяты таким страхом, что в городской гавани утонуло до 2000 человек; а тем, которые погибли в море, вообще нет числа; многие из них также застряли в терновых зарослях…

Итак, после того как была отпразднована победа, войско вернулось в Иерусалим; оставив там герцога Готфрида, Раймунд, граф Сен-Жилль, Роберт, граф Нормандии, и Роберт, граф Фландрии, вернулись в Лаодикею и застали там пизанский флот и Боэмунда. Когда архиепископ Пизанский заставил примириться Боэмунда и других бывших с ним в раздоре, Раймунд решил удалиться ради Бога и ради братьев; большое количество людей, как было сказано, решило вернуться на родину; прочие же, которые остались, до сих пор по Божьему промыслу в мире удерживают эту землю.” (Текст копирует письмо крестоносцев Папе от сентября 1099 г.)

Мы видим, что победу крестоносцам при Аскалоне так же, как и под Антиохией, обеспечила стремительная атака рыцарской конницы на заранее дезорганизованного противника.

Комментарии

Ваш отзыв