Мильтиад в битве при Марафоне
Автор: Strateg, 04 Окт 2011
В битве при Марафоне афиняне и платейцы под командованием афинского стратега Мильтиада остановили первое вторжение персидских войск в Грецию. Спартанцы, ссылаясь на праздники, к сражению опоздали. Битва при Марафоне в “Истории” Геродота изложена невнятно и нуждается в уточнениях. Дополнить Геродота позволяют Павсаний, “Описание Эллады”, Непот, “О знаменитых иноземных полководцах” и Юстин, “Прологи сочинения Помпея Трога”.
Мильтиад
Мильтиад, сын Кимона принадлежал к афинской аристократии. Как пишет Геродот, Мильтиад захватил власть в афинской колонии Херсонес, содержал 500 наемников и взял себе в жены Гегесипилу, дочь Олора, фракийского царя. Херсонес вместе с греческими городами Ионии подчинились власти персидских царей. Вместе с персами греки участвовали в походе царя Дария против скифов и охраняли мост через Дунай. Мильтиад поддержал предложение скифов разрушить мост, что бы персы не смогли переправиться обратно. Тогда греческие города смогли бы освободиться от персов. Большинство ионийцев остались верны персам и только сделали вид, что разрушают мост, что бы обмануть скифов. Через некоторое время, когда ионяне все же подняли восстание, Мильтиад был вынужден бежать от персидского гнева из Херсонеса и вернуться в Афины. В Афинах Мильтиад с трудом избежал смерти на суде граждан по обвинению в тирании. Вместо казни афиняне избрали Мильтиада стратегом в будущей войне с персами.
Дарий в 492 г. до н.э. потребовал от греков “земли и воды” и направил в Грецию армию и флот под командованием Мардония. Мардоний, подавив восстания в ионийских городах, завоевал Македонию и поплыл вдоль побережья, захватывая греческие острова. Однако, под Афоном персидский флот потерпел кораблекрушение, а сухопутная армия подверглась нападению фракийцев и понесла большие потери. Сам Мардоний был ранен и вынужден отступить, за что Дарий отстранил его от должности.
Битва при Марафоне, 490 до н.э.
Геродот, История, 6.94-120
“Вместе с тем Дарий намеревался под предлогом похода на афинян подчинить и других эллинов, которые не дали ему земли и воды. За неудачу в походе царь отстранил Мардония от должности. На его место он назначил двух новых военачальников, именно мидянина Датиса и Артафрена, сына Артафрена, своего племянника, и затем отправил их против Эретрии и Афин. Послал же их царь с приказанием обратить в рабство жителей Афин и Эретрии и привести пред его царские очи.
Эти назначенные вновь военачальники во главе многочисленного и прекрасно снаряженного войска прибыли на Алейскую равнину в Киликии. Пока они стояли там станом, подошел и весь флот (каждый приморский город был обязан выставлять корабли). Прибыли также и грузовые суда для перевозки лошадей (эти суда Дарий велел построить в прошлом году своим данникам). Погрузив лошадей на эти суда и посадив пехотинцев на корабли, персы отплыли на 600 триерах в Ионию… После этого жертвоприношения Датис отплыл со своими кораблями, на которых находились ионяне и эолийцы, сначала в Эретрию… Отплыв с Делоса, варвары приставали к островам, набирали там войско и брали в заложники детей островитян.
После подчинения Эретрии персы простояли там несколько дней и затем отплыли дальше к Аттике. Они загоняли афинян в теснины, полагая, что те поступят так же, как эретрийцы. Наиболее удобным местом для действий конницы в Аттике был Марафон, к тому же находившийся ближе всего к Эретрии… К афинянам же у священной рощи Геракла подошли на помощь со всем своим ополчением платейцы.
Между тем мнения афинских стратегов разделились: одни высказались против битвы с мидийским войском, так как афиняне были слишком малочисленны; другие же (в том числе Мильтиад), напротив, советовали принять бой… Когда полемарх (Каллимах) присоединил свой голос в поддержку Мильтиада, то было окончательно решено дать бой врагу. Потом стратеги, голосовавшие за битву, когда пришел их черед быть главнокомандующими, уступили главное начальство Мильтиаду. А тот хотя и принял главное начальство, но все еще не начинал сражения, пока очередь командовать не дошла до него самого.
И вот, когда пришел по кругу черед командовать Мильтиаду, афиняне выстроились в боевом порядке для битвы вот как: начальником правого крыла был полемарх Каллимах (у афинян существовал тогда еще обычай полемарху быть во главе правого крыла). За правым крылом во главе с Каллимахом следовали [аттические] филы одна за другой, как они шли по счету. Последними выстроились на левом крыле платейцы. Со времени этой битвы у афинян вошло в обычай, чтобы в Панафинейский праздник, справляемый каждый пятый год, при жертвоприношении афинский глашатай произносил молитву о даровании благ платейцам и афинянам. В то время когда афиняне строились в боевой порядок, на Марафонском поле случилось вот что: боевая линия эллинов оказалась равной персидской, но при этом центр ее составлял только немного рядов в глубину; здесь боевая линия была слабее всего, зато на обоих крыльях воины стояли более плотно.
Окончив боевое построение, после того как выпали счастливые предзнаменования, афиняне быстрым шагом по данному сигналу устремились на варваров. Расстояние же между обоими противниками было не меньше 8 стадий. При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить атаку. Поведение афинян персам казалось безумным и даже роковым, так как врагов было немного и притом они устремлялись на персов бегом без прикрытия конницы и лучников. Так думали варвары. Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно. Ведь они первыми из всех эллинов, насколько мне известно, напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов.
Битва при Марафоне длилась долго. В центре боевой линии, где стояли сами персы и саки, одолевали варвары. Здесь победители прорвали ряды афинян и стали преследовать их прямо в глубь страны. Однако на обоих крыльях одерживали верх афиняне и платейцы. После победы афиняне не стали преследовать обратившихся в бегство врагов, но, соединив оба крыла, сражались с врагами, прорвавшими центр. И здесь также победили афиняне. Затем они начали преследовать и рубить бегущих персов, пока не достигли моря. Здесь они старались напасть на корабли и поджечь их.
В этой битве пал доблестно бившийся с врагом полемарх [Каллимах], а из стратегов – Стесилай, сын Фрасила, потом Кинегир, сын Евфориона (ему отрубили руку секирой, когда он ухватился за изогнутую часть корабельной кормы). Затем погибло также много других знатных афинян. Семь кораблей захватили таким образом афиняне. На остальных же варвары снова вышли в море.
…В этой битве при Марафоне пало около 6400 варваров, афиняне же потеряли 192 человека.
После полнолуния прибыло в Афины 2000 лакедемонян. Они двигались так быстро, стараясь прийти вовремя, что были уже на третий день по выступлении из Спарты на Аттической земле. Несмотря на то что спартанцы опоздали к сражению, они все же хотели посмотреть на павших мидян. Они прибыли в Марафон, осмотрели поле битвы и затем, воздав хвалу афинянам за победу, возвратились домой.”
Битва при Марафоне
Непот, Мильтиад
“А Дарий по возвращении из Европы в Азию внял уговорам друзей, которые советовали ему подчинить Грецию, и снарядил флот из 500 кораблей. Начальниками флота он поставил Датиса и Артаферна, предоставив им 200 тыс. пехотинцев и 10 тыс. всадников, причиной же похода выставил свою вражду к афинянам, с помощью которых ионийцы овладели Сардами. В это время ни один город не оказал помощи Афинам — только Платеи, приславшие тысячу воинов. После их прибытия число бойцов достигло 10 тыс., и эта маленькая армия горела удивительным боевым духом. И вот, выстроившись на другой день в боевом порядке у подножия горы, на довольно пересеченной местности (во многих местах здесь росли одиночные деревья), они вступили в сражение, рассчитывая, что благодаря прикрытию высокой горы и древесному ряду, мешающему коннице, многочисленные враги не смогут их окружить. Датис понимал, что поле боя неудобно для персов, однако, полагаясь на численность своего войска, жаждал скрестить оружие, считая к тому же, что разумнее сразиться до подхода лакедемонской подмоги. Итак, он поставил в строй 100 тыс. пехотинцев и 10 тыс. всадников и начал битву. В этом сражении афиняне проявили несравненную доблесть, разгромив десятикратно сильнейшего врага и наведя на персов такой страх, что те бежали не в лагерь, а на корабли. Не было еще на свете более славной победы. Никогда еще такая малая кучка бойцов не сокрушала столь мощного воинства.”
Битва при Марафоне
Плутарх, Аристид, 5
“Когда Дарий отправил Датиса в Грецию (на словах – чтобы покарать афинян за сожжение Сард, но на деле – поработить эллинов) и персы, причалив неподалеку от Марафона, стали опустошать страну, для руководства военными действиями афиняне избрали десять стратегов, среди которых наибольшим влиянием пользовался Мильтиад, вторым же добрая слава и всеобщее доверие сделали Аристида.
Аристид присоединился к мнению Мильтиада относительно срока и плана битвы, и эта поддержка оказалась решающей. Каждому стратегу верховная власть принадлежала в течение одного дня, но когда настал черед Аристида, он уступил командование Мильтиаду, внушая товарищам по должности, что повиноваться и помогать людям, сведущим в своем деле, и выполнять их приказания – не только не позорно, но, напротив, похвально и спасительно.
В битве тяжелее всего пришлось середине боевого строя афинян, где варвары необыкновенно долго держались, отражая натиск фил Леонтиды и Антиохиды, и где плечом к плечу славно сражались Фемистокл и Аристид, принадлежавшие первый к Леонтиде, а второй к Антиохиде. Варвары обратились в бегство и сели на корабли, и тут афиняне, видя, что они плывут не к островам, но что ветер и течение несут их к берегу Аттики, испугались, как бы враг не захватил оставшийся без защитников город; девять фил поспешно двинулись в путь и в тот же день прибыли в Афины. Аристид, оставлен вместе со своею филой в Марафоне для охраны пленных и добычи…”
Битва при Марафоне
Павсаний, Аттика, 32
“В этом месте Аттики высадились варвары, здесь они были побеждены в битве, здесь они, когда старались уплыть в открытое море, потеряли несколько кораблей. На равнине есть могила афинян, а на ней стелы, на которых написаны имена погибших и название Филы каждого из них: есть и другая могила для беотийских Платейцев и для рабов: тогда впервые сражались (вместе с эллинами) и рабы.”
(Скорее всего рабы псилы прикрывали фланги Мильтиада на склонах и за деревьями)
Битва при Марафоне
Юстин, 2.9
“Когда афиняне услыхали о приближении Дария, они попросили помощи у лакедемонян, которые в то время были их союзниками. Однако, узнав, что спартанцы, следуя религиозным предписаниям, выступят не раньше, чем через четыре дня, афиняне, не дожидаясь их помощи, вооружили 10 000 граждан и с тысячным вспомогательным отрядом из Платей выступили, чтобы принять бой на Марафонском поле с 600 000 (???) врагов. Полководцем в этой войне был Мильтиад, и он же настоял на том, чтобы не ожидать спартанской помощи. Он был так уверен в своих силах, что считал быстроту действий лучшим способом оборонцы, чем помощь союзников. Столь велико было воодушевление у греческих воинов перед этой битвой, что они, когда между боевыми линиями осталось 1000 шагов, бегом бросились на врага и добежали до него прежде, чем открыта была стрельба из луков. И такая храбрость не осталась бесплодной. Греки сражались столь доблестно, что можно было подумать: на этой стороне – мужи, на той -стадо. Побежденные персы бежали на суда, но и из судов многие были потоплены, многие захвачены.”
Битва при Марафоне
Фронтин, Стратегемы, 2.9.8
“Мильтиад, разбив огромное множество персов у Марафона, убедил афинян, задержавшихся изъявлениями радости своей, поспешить на помощь городу, куда устремился персидский флот. Когда он забежал вперед и заполнил стены города воинами, персы решили, что афинян — огромное множество, что у Марафона сражались одни солдаты, а стены защищают другие; они поэтому немедленно стянули корабли и направились обратно в Азию.”
В Свиде (или Суда) приводится обоснование греческой поговорки “Конница прочь”: “Когда Датис вторгся в Аттику, говорят, что ионийцы, после его отхода, взобрались на деревья и просигналили афинянам, что конница отсутствует; и узнав, что она ушла, Мильтиад атаковал и потому одержал победу. Отсюда эта поговорка произносится по отношению к тем, кто покинул строй.”
Через 10 лет после поражения полководцев Дария в битве при Марафоне другой царь – Ксеркс собрал огромную персидскую армию вторжения для покорения независимой Греции. Однако греки смогли победить персов на море и на суше. Битва при Фермопилах, в которой греки потерпели поражение и большинство спартанцев погибло, имела большое моральное значение для объединения греков против персидских захватчиков. Спустя год после Фермопил греки одержали решительную победу в битве при Платеях.
После победы Мильтиад стал пользоваться безграничным доверием граждан. Пообещав им захватить много золота и не раскрыв подробности похода, Мильтиад взял деньги, флот и войско и отправился осаждать Парос, жители которого дали свой флот персам. Авантюра закончилась неудачей. Мильтиад повредил себе ногу и бесславно вернулся в Афины, где снова попал под суд. Избежав казни, Мильтиад подвергся штрафу, однако умер от воспаления бедра, а штраф выплачивал его сын.
Обратил внимание, что на некоторых иллюстрациях к битве при Платеях (Peter Dennis) среди греков можно заметить лучников явно персидского вида. Кито эти люди?
Да, скифы. У афинян они были в небольшом количестве. Иногда их рисуют на вазах вместе с гоплитами.
Сереж, я тебя огорчу – скифские лучники в Афинах появились лишь после Саламинского сражения. А буквально если следовать источникам, это вообще произошло в 450-х гг.
Разве у Писистрата не было полицейских скифов?
Если нет, то каких тогда стрелков афиняне послали на помощь при Платеях?
У Писистрата не было ни скифов, ни воинов-иностранцев.
Послали своих лучников, не скифов, за неимением таковых.
Поправка: “воинов-иностранцев (варваров)”
Афинские лучники (Hdt., IX.22; 60) были гражданами и предназначались для службы на флоте. Трезенский закон (хотя и его подлинность оспаривается) упоминает еще до вторжения Ксеркса 800 лучникову афинян – даже если это и подделка, она доказывает, что в 4 веке до н.э. греки верили, что на афинских кораблях времен Великой войны были лучники. Согласно Плутарху, на каждом афинском корабле при Саламине было по 4 лучника (Plut. Them., 14.1), т.е 720 человек. Согласно правдоподобной гипотезе, афиняне озаботились созданием конкретного корпуса стрелков именно по опыту Марафона. Хотя это вполне может быть связано именно с созданием Афинами мощного флота в 480-х гг.
Спасибо, Макс. Полезное замечание.
Скифы?
Оффтопно:
приятно, конечно, что воргеймеры (здесь: с Империалла) воруют мои цитаты и отсюда тоже, но хоть бы автора приводили…:)
Максим, о чем конкретно речь?
Да очередной тамошний неофит скопипастил мой текст отсюда, без указания автора.
Ну ты там ему задай как следует)))
Меня там уже успели забанить. Слишком умный.