Правила настольного варгейма: “Потерянные Битвы”
Автор: Strateg, 27 Окт 2011
Юрий Калинин aka Living One познакомил нас с правилами настольного варгейма Филиппа Сабина «Lost Battles» – «Потерянные Сражения» или «Потерянные Битвы» (ПБ).
С Юрой мы сыграли несколько сценариев великих битв древности по переписке с использованием программы Киберборд. Для игры по переписке или в качестве правил для настольной игры меня ПБ устроили. На столе отряды легко можно заменить фишками или деревянными брусочками, как в «Отрядах и флагах», но ПБ, на мой взгляд, историчнее. Фигурки солдатиков для нее не обязательны. Более того, с солдатиками базы на игровом столе смотрелись бы непривычно для многих варгеймеров. Схема расположения армий, отряды которых позиционируются по секторам поля, выглядит примерно так:
Игра достаточно быстрая и простая. Схематичность и абстракция приближают ее к ДБА (по моей шкале правил), со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Пожалуй, историческая деталировка ПБ выше, чем ДБА, а в плане геометрии игры ПБ выполнена проще, чем ДБА. Как любая абстрактная механика, данная механика игры может быть использована для любого исторического периода. Возможно даже до Второй Мировой. Конечно с некоторыми поправками на способы ведения войны. Командование в ПБ реализовано интереснее, чем в ДБА. Есть постепенное ослабление отряда в ходе битвы, выполненное через расстройство. Метод учета морали в ПБ позволяет отразить бегство войска постепенно, а не моментально, как происходит в ДБА после гибели трети отрядов.
Теперь о минусах. Автор правил считает, что тактические формации никак не влияют на бой. По крайней мере, ни в правилах, ни в игре я этого не заметил. Считаю, что даже при большой абстракции, когда нельзя взаимным расположением отрядов на поле отразить тактическую формацию, это можно сделать через систему маркеров или бонусов. В существующем варианте вы не увидите разницы между фалангой, манипулами, фиванской колонной или варварскими клиньями. Разница в градации опыта войск отображена своеобразно. Не привычным способом, через характеристики, а через количество разрешенных атак.
Ну и модификаторы. Они расписаны не интуитивно. Мне постоянно приходилось смотреть в таблички для выбора используемых модификаторов. Что я имею в виду. Скажем, бонусы больших щитов, натиск пикинеров или таранный удар усваиваются легко. В данных правилах модификаторы приходилось во многом подгонять под существующую механику игры с использованием головного отряда в отдельной игровой зоне. И вообще, само наличие этих игровых зон накладывает на модификаторы определенные ограничения. В частности, у нас разгорелся спор по следующему модификатору. Конница, атакующая тяжелую пехоту врага, получает бонус в случае, если в зоне рядом с тяжелой пехотой есть свежие дружественные отряды конницы или легкой пехоты. Доводы, в пользу того, почему легкая пехота или конница не должна прикрывать свою тяжелую пехоту, а наоборот, мешают ей, показались мне не убедительными. В масштабе расстояний и людей зона представляет собой достаточную площадь реального поля, чтоб легкая пехота и конница не мешалась под ногами своей тяжелой пехоты, а прикрывали ее.
Сценарии великих битв в игре составлены интересно, но мне не очень понравилось, как определяется победа через победные очки. В частности, армия, которая полностью разгромила противника и сохранила треть состава, может проиграть, т.к. по замыслу автора правил, она должна была добиться разгрома врага с сохранением не меньше половины состава.
В заключении хочу отметить, что играть с Ливингом по переписке всегда интересно и удобно, т.к. он старается помогать новичкам инструкциями. Кстати, такая инструкция для Киберборд прилагается к комплекту правил.
Скачать правила варгейма Потерянные Битвы
Публика интересуется, а почему “потерянные” сражения, а не “проигранные”?
Публика бы еще настоящие полебойские ники указывала, что бы я понимал, с кем разговариваю.
Lost Battles – это потерянные битвы (или сражения).
Проигранные – было бы Loose. Но мое знание английского э… оставляет желать лучшего.
Ну и потом, подавляющее количество битв было кем то проиграно. Неопределенный результат встречался редко. Так что, “Проигранные Битвы” – это все равно, что просто “Битвы”.
Ну, во-первых, та публика, которая мне этот вопрос задавала, на ПБ не появляется. Во-вторых, странно слышать претензии по поводу ников от человека, который сам имеет разные ники на ПБ и здесь
В-третьих, сообщаю, что мой настоящий ник MakVlad (по крайней мере, именно его я таковым считаю). На ПБ я Franky, на Форуме настольных варгеймов Maximus, и с удовольствием поменял бы оба ника на MakVlad, если бы движки этих форумов подобное позволяли.
А за ответ спасибо
Гы! Френки, так я написал на странице “О Проекте”, почему ник изменил.
А мне просто удобнее отвечать, когда я знаю, кому. А знаю я ники в первую очередь по ПБ.
А игра как раз для тебя. Ну, скажем так, уклон больше в бордгейм или по переписке, как ты любишь.