Настольный варгейм: Зачем я начал писать правила варгейма…

Автор: , 27 Сен 2011

Варгейм, настольная играНаступил момент, когда мы с моим постоянным партнером по играм А.Гвоздевым aka Glazoed разочаровались в пофигурных правилах варгейма, основанных на движке звездовской Эпохи Битв. И встал вопрос: – Во что же нам играть? - Самое   простое решение – выбрать что-нибудь из существующих правил варгейма.  Но это сейчас наши коллеги с Поля Боя перевели большое количество самых разнообразных правил, а несколько лет назад выбор был гораздо меньше. Мы не были готовы использовать хардкорные правила на много часов с большим количеством всевозможных особых правил и исключений. Когда нам бы пришлось учитывать чуть ли не количество стрел в колчанах. С другой стороны мы не хотели играть в быстрые простые варгеймы, где простота достигалась бы отбрасыванием важных особенностей, которые принципиально бы меняли картину боя. Как сказал один наш американский коллега: «Когда простота искажает достоверность – она во зло!» На мое предложение попробовать поиграть в ДБА, «потомушта быстро», Глазоед ответил, что еще быстрее вообще не играть, если быстрота это главное достоинство игры. Были некоторые правила, средние по уровню сложности восприятия и детализации. Именно такие нам и были нужны. Но на стадии прочтении возникали сильные сомнения.

Правила варгейма (а не игры в солдатиков) можно представить как функцию, описывающую реальные события. Другой вопрос, что реальные события, основанные на первоисточниках можно подвергать критике и сомневаться в достоверности, дошедшей до нас информации. Но какие-то известные вещи приходится принять как аксиомы. Иначе мы рискуем прийти к выводу, что мы знаем, что ничего точно не знаем. Не имея возможности аналитически вывести требуемую функцию, мы можем получить ее эмпирически, по ключевым точкам. Правила варгейма в известных  событиях должны с большой долей вероятности отражать поведение войск и результат, соответствующий реальной истории. Причем эту самую долю вероятности очень трудно посчитать, когда кубики бросаются горстями.

Для меня такими ключевыми точками служат следующие моменты. 1. Реализация флангового удара, 2. Особенности колонны, 3. Противостояние некоторых видов войск. Все три пункта зачастую связаны между собой. Например, удар рыцарей во фланг швейцарской баталии, совсем не то же самое, что удар во фланг по линейному построению. Рыцарям, жандармам, а позже рейтарам практически не удавалось разбить глубокие построения пехоты, предварительно не расстроенные либо стрельбой, либо особенностью местности. Глубина строя обеспечивала как моральную стойкость, так и достаточную защиту флангов (и тыла). Совсем другая картина с линейными построениями, имеющими и меньшую стойкость по центру и слабее защиту на флангах. Такие построения достаточно легко уничтожались тяжелой конницей. В качестве примера можно привести охват французами флангов с последующим уничтожением линейного строя фламандцев в битве при Розебеке. Потому что линия не может быстро развернуться во фланг. А глубокая колонна, например швейцарская баталия, может построить ежа и оказаться со всех сторон одинаково сильной, как в битве при Грансоне. Такую колонну, которую не прорвать лобовой атакой, приходится расстраивать стрельбой из луков, как в битве при Фалкирке, либо стрельбой из пистолетов и пушек, как в битве при Рокруа. В других ключевых точках правила должны отрабатывать правильный результат при атаках пехоты и конницы на стрелков. Греческие гоплиты и македонские сариссофоры должны доходить до персидских лучников, но французские рыцари в разрозненных атаках вверх по холму на англичан, должны полностью расстраиваться в битве при Креси. Однако, спешившись и прикрывшись павизами, те же французские рыцари могут достигнуть англичан, не понеся больших потерь от стрел в других битвах столетней войны. Еще один важный момент – легион против фаланги. Сначала сариссофоры должны отбросить римских легионеров, но в дальнейшем, расстраиваясь в ходе боя или на местности, они терпят поражение, как в битве при Пидне. Артиллерию можно проверить по 15 или 16 веку. Если сначала она малоэффективна даже против глубоких построений пехоты, то через век уже наносит значительные повреждения, вынуждая пехоту уменьшать глубину строя. Можно найти и другие точки для проверки.

Поскольку, далеко не все моменты в существующих правилах варгейма отражали мои взгляды, были или слишком абстрактными или слишком сложными, я решил не работать над хоумрулами, а делать правила «под себя». Тем более некоторый опыт уже был и помогал мне профессиональный тестер Glazoed.

Благодарю доброго человека, который помог убрать скрытые ссылки.

Комментарии

Отзывов (2) на Настольный варгейм: Зачем я начал писать правила варгейма…”

  1. Весельчак пишет:

    Здравствуйте. На некоторых страницах вашего сайта я обнаружил левые внешние ссылки спрятанные в точки (возможно сайт взломали).

    Например, скрытая ссылка есть на этой странице.

    Возможно, есть и еще (обычно – около 10-15 на сайт).
    Проверить мои слова вы можете любым сервисом для анализа исходящих ссылок со страницы, или открыв страницу в кеше яндекса (в коде страницы ищите «>.<»).
    Инструкцию по решению данной проблемы Вы можете прочитать в мой статье
    smartnotes.ru/vebmasteru/ubiraem-skrytye-ssylki-v-tochkax/

    Если моя статья вам поможет, буду признателен, если в благодарность вы поставите на мой блог ссылку. Если Вы уже справились с данной проблемой – извините за беспокойство.

    • Strateg пишет:

      Здравствуйте. Спасибо, есть такая буква в этом слове. Я почитаю статью, попробую разобраться, понять. Если поможет, конечно, с меня ссылка.
      К тому же, я вижу Вы игрок))
      Это у меня сквозняки вовсю гуляют?

Ваш отзыв