Военная история: персидская армия Дария 3 против Александра Македонского

Автор: , 08 Авг 2012

Персидский "бессмертный"Персидская армия 4 в. до н.э. существенно отличалась от армии Ксеркса принимавшей участие в битвах греко-персидских войн. Персидские военноначальники предпринимали попытки реформировать армию для противостояния грекам, однако не сильно преуспели в этом. Самые боеспособные части на момент вторжения в Персию Александра Македонского были все те же наемные греки. Дарий 3, хороший организатор, смог собрать две большие армии. Но выучка и дисциплина подчиненных персам племен, а также отсутствие полководческих навыков самого Дария, не позволили персидской армии на равных сражаться с македонянами.

Спарабара времен битвы при Платеях состояла из копейщиков с большими плетеными щитами – герронами (или спара) и большим количеством  лучников, стоящих за копейщиками и стеной щитов. Ко времени походов Александра Македонского в персидской пехоте появились воины – аналоги гоплитов с большими круглыми щитами и копьями, а так же такабара – аналоги пельтастов с небольшими щитами в форме полумесяца, небольшими секирами и с дротиками. Лучники и пращники продолжали составлять значительную часть пехоты и так же могли использовать легкий щит така.

Внешний вид персидской пехоты можно наблюдать на саркофаге Александра. На первой иллюстрации изображены лучник и такабара:

персидский лучник и такабара

На второй иллюстрации показан предположительно бессмертный и персидский всадник:

персидский бессмертный и всадник

Предположение о том, что перс с гоплитским щитом является именно бессмертным историкам позволяет реконструкция цветовых оттенков фигур на саркофаге. На персидском пехотинце присутствовали пурпурные цвета. Пурпур – очень дорогой краситель, который могли себе позволить персидские цари для одежды своей гвардии. Правда, ничего выдающегося эта гвардия в битве при Гавгамелах не совершила.

Бессмертные

Художник Simon Chew

Встречающиеся изображения персидской пехоты с гоплитским щитом, но без пурпура некоторые историки относят к таинственным кардака, которые со слов Арриана участвовали в битве при Иссе: “…около 60000 так называемых кардаков; это были тоже гоплиты.” До похода Александра 100 тысяч кардаков упомянуты Непотом в войске царского полководца Автофродата, выступившего против мятежного сатрапа Датама.

Кардаки

Художник Simon Chew

Художник Андрей Куркин представляет себе кардака иначе. Его вариант кажется весьма сомнительным. Непонятно, почему кардака назван греческим.

Персы середины 4 в. до н.э.

Художник Андрей Куркин

Курций (3.3) описывает боевой порядок персидской армии, выходящей из Вавилона: “Походный строй был таков. всадники 12 племен в различных одеждах и по-разному вооруженные.  Далее шли те, кого персы называют «бессмертными», числом до 10 тысяч, ни у кого больше не было столь по-варварски пышной одежды: у них были золотые ожерелья, плащи, расшитые золотом, и туники с длинными рукавами, украшенные драгоценными камнями.

Персы 4 в. до н.э.

Художник Андрей Куркин

На небольшом расстоянии шли так называемые «родичи царя» числом до 15 тысяч. Эта толпа с ее почти женской роскошью в нарядах выделялась больше пышностью, чем красотой вооружения. Следовавшие за ними придворные, которые обычно хранили царскую одежду, назывались копьеносцами. Они шли перед колесницей царя, в которой он возвышался над остальными.

Персы 4 в. до н.э.

Художник Андрей Куркин

За колесницей шли 10 тысяч копьеносцев с богато украшенными серебром копьями и стрелами с золотыми наконечниками. Около 200 приближенных вельмож следовало справа и слева от царя. Их отряд замыкал 30 тысяч пехотинцев в сопровождении 400 царских коней. …затем 600 мулов и 300 верблюдов везли царскую казну: их сопровождал отряд стрелков. Последними шли замыкавшие строй отряды легковооруженных воинов, каждый со своим командиром.” – описание Курция подозрительно напоминает описание армии Ксеркса Геродотом.

Дарий 3

Художник Richard Scollins

Персидская конница традиционно имела большое число конных лучников и воинов, вооруженных дротиками – пальтонами. В битве при Гранике пальтоны показали себя хуже длинных копий македонян – ксистонов. Пальтоны не только метали, но и использовали в рукопашной. Арриан, 3.15: “Варвары, построенные в глубину отрядами, повернулись и напали на воинов Александра, стоя против них лицом к лицу; они не брались за дротики, не кружились, как это обычно в конном бою; каждый поражал того, кто был перед ним, видя в этом единственное для себя спасение.”

Тяжеловооруженная персидская конница появляется еще в битве при Кунаксе. Ко времени похода Александра тяжелая конница состоит из скифов – массагетов. Как сообщает Арриан, в битве при Гавгамелах: “варвары подавляли своей численностью, а кроме того, и сами скифы и лошади их были тщательно защищены броней.” 

Скифский тяжелый всадник

Художник Johnny Shumate

Еще в 5 в. до н.э. Геродот приводит описание массагетов: “Сначала, как передают, противники, стоя друг против друга, издали стреляли из луков. Затем исчерпав запас стрел, они бросились врукопашную с кинжалами и копьями. Долго бились противники, и никто не желал отступать. Наконец массагеты одолели. Почти все персидское войско пало на поле битвы, погиб и сам Кир… Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю (и так и этак). Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники.” Курций о битве при Иссе (3.11) “Кони и всадники персов в равной мере были отягощены пластиночными панцирями и с трудом двигались в этом сражении”

Скифы

Художник Angus McBride

Интересный момент связан с вооружением тяжелой конницы. Есть два варианта перевода слов Диодора (17.53), относящихся к вооружению армии перед Гавгамелами 17.53. Первый вариант М.Е. Сергеенко (аналогичный у В.М. Строгецкого): “Дарий, узнав о его прибытии, собрал отовсюду войска и приготовил все нужное для войны. Он заказал гораздо больше мечей и копий, чем у него было раньше, думая, что Александр выиграл сражение в Киликии благодаря обилию оружия.” Второй вариант А.К. Нефедкина: “Дарий изготовил мечи и ксистоны много более длинными, чем бывшие ранее, думая, что Александр из-за их величины имел преимущество в битве у Киликии.”

Скиф

Художник Андрей Куркин

Увеличил ли Дарий общее количество оружия или увеличил их длину? В пользу первого перевода говорят слова Курция (4.9): “Впрочем, поскольку войска собралось в полтора раза больше, чем было в Киликии, многим не хватало оружия; его собирали с большим трудом. Покрытием всадников и коней служили панцири из железных пластинок, рядами скрепленных между собой; тем, кому прежде не давалось ничего, кроме дротиков, теперь добавлялись щиты и мечи.” и речь Александра (4.14): “Пусть они только посмотрят на неустройство персидского войска: у одних нет ничего, кроме дротика, другие мечут камни из пращей, лишь у немногих есть полное вооружение.” Арриан (7.6) описывает прием персов на службу в македонскую армию после гибели Дария: “Всем дали вместо варварских метательных копий македонские копья.”

Существует изображение скифа из находок кургана Чертомлык конца 4 в. до н.э.:

Скиф из Чертомлыка

Копье достаточно длинное, размером с ксистон, что потверждает перевод Нефедкина. Возможно, какое-то незначительное количество конницы и было вооружено длинными копьями.

Описание серпоносных колесниц в битве при Гавгамелах можно прочесть в статье на сайте. Что касается слонов Дария, создается ощущение, что персы не решились их использовать и слоны простояли всю битву в стороне. Арриан: “Парменион захватил лагерь варваров, их обоз, слонов и верблюдов.”

Комментарии

Отзывов (19) на Военная история: персидская армия Дария 3 против Александра Македонского”

  1. Макс Скальд пишет:

    “На персидском пехотинце присутствовали пурпурные цвета. Пурпур – очень дорогой краситель, который могли себе позволить персидские цари для одежды своей гвардии”.

    Во-первых, что и кто именно изображен на Саркофаге – неясно до сих пор.
    Во-вторых, кто там и как красил – столь же неясно.
    В-третьих, пурпурная одежда (плащ и хитон) – принадлежность всех спартиатов. Если уж нищая Спарта могла себе позволить, чтобы каждый ее воин одевался в пурпур…
    Ты просто не учитываешь, что были разные виды этой краски. А уж персидский царь мог себе позволить раздавать тысячи и десятки тысяч пурпурных одежд. Самый дорогой в мире краситель – финикийский пурпур – тщательно собирался в царской сокровищнице в Сузах. За 190 лет ко времени прихода македонян там было накоплено на 5000 талантов комков драгоценной краски, не утратившей свою яркость (Plut. Alex., 36).
    В-четвертых, персидские гвардейские части носили далеко не только пурпурные одежды.

    “Правда, ничего выдающегося эта гвардия в битве при Гавгамелах не совершила.”

    Еще бы, учитывая, что Бессмертных при Дарии III уже не было.

    ” Встречающиеся изображения персидской пехоты с гоплитским щитом, но без пурпура некоторые историки относят к таинственным кардака, которые со слов Арриана участвовали в битве при Иссе: “…около 60000 так называемых кардаков; это были тоже гоплиты.””

    Не кардака, а кардаки.

    “Персидская конница традиционно имела большое число конных лучников”

    Вот именно персидская как раз вооружалась сугубо пальтонами или месанкилонами. Конных лучников выставляли парфяне, саки и т.д.

    “Есть два варианта перевода слов Диодора (17.53), относящихся к вооружению армии перед Гавгамелами 17.53.”

    Не смеши публику. Имеет значение только перевод А.К. Нефёдкина. И вообще, см.:
    http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=600

    • Strateg пишет:

      Про пурпурную одежду бессмертных – написано в Оспреях. Не мое изобретение. Я использую оборот “предполагают историки”.))
      Арриан при Гавгамелах: «носители айвы», Курции в Вавилоне: “Далее шли те, кого персы называют «бессмертными», числом до 10 тысяч, ни у кого больше не было столь по-варварски пышной одежды”

      “Вот именно персидская как раз вооружалась сугубо пальтонами или месанкилонами. Конных лучников выставляли парфяне, саки и т.д.”
      В данном случае “персидская конница” собирательный термин – конница персидской армии.

      Статью твою на ПБ конечно читал. И перевод Нефедкина брал оттуда и ссылку на Чертомлык. Однако цитаты первоисточников можно трактовать и иначе. Я привел обе точки зрения. Про перевод с греческого я написал вопрос Валере. Он пока молчит. Сам же я не могу оценить правильность перевода.

      • Макс Скальд пишет:

        Мелофоры – это не Бессмертные. А описание шествия персидского войска у Курция – просто-напросто риторика, списанная у Геродота.

        Неа, цитата из источника трактуется только так, как перевел АКН. И нечего писать Валерию, горе-переводчику. Поэтому хватит смешить народ.

        • Strateg пишет:

          А кто тогда “носители айвы” (или яблок)?

          • Макс Скальд пишет:

            За сдвиги по фазе переводчика не отвечаю, а в оригинале, ессно, стоит “мелофоры”, т.е. яблоконосцы, сиречь собственно ахеменидская пешая лейб-гвардия (Бессмертные же – просто постоянная армия царя).

          • Strateg пишет:

            То есть, ты считаешь, бессмертные, это не те ребята, которые шли рядом с Ксерксом с золотыми и серебрянными яблоками? Тогда где в первоисточниках есть указание, кто такие бессмертные?

  2. Макс Скальд пишет:

    Я не считаю, так в источнике написано. 10000 персов Бессмертных и мелофоры с яблоками или гранатами.

    • Strateg пишет:

      Царю предшествовала 1000 отборных персидских всадников, за ними двигалась 1000 копьеносцев (также отборных) с копьями, обращенными вниз к земле…
      ……Позади царя следовала 1000 копьеносцев, самые доблестные и знатные персы, по обычаю держа копье кверху. Затем шла другая 1000 отборных персидских всадников, а после всадников 10 000 пеших воинов, отобранных из остального войска персов. Из них у 1000 человек на нижнем конце копий были золотые гранатовые яблоки. Эти воины окружали остальных кольцом. У 9000 воинов, шедших в середине, были серебряные гранатовые яблоки [на нижних концах копий]. Были также золотые гранатовые яблоки и у копьеносцев с копьями, обращенными вниз к земле. Ближайшая свита Ксеркса имела золотые яблоки [вместо гранатов].

      Ты наверно разделяешь на гвардию 1000 чел спереди и сзади царя, а 10 000 это бессмертные? Это вполне логично. Но…
      Строго говоря термин “бессмертные” здесь не используется. А яблоки есть как у тех, которых 1000 челов, так и у тех, которых 10 000.

      • Макс Скальд пишет:

        Хватит задавать детские вопросы, ладно? Сравни с 7.55 и 7.83, и успокойся.

        • Strateg пишет:

          Максим, я согласен, что у Ксеркса можно отделить его телохранителей от бессмертных. Однако, кто именно был у Дария 3 это хз… Специально вставил в статью картинку с реконструкцией Н.Секунды. Это одна из тех ситуаций, когда слишком мало фактов для четких выводов.

  3. Макс Скальд пишет:

    К 331 г. у персидских царей из пешей гвардии остались только «отважные и многочисленные» персы-мелофоры (Arr. An., III.11.5; 13.1; Diod., XVII.59.3). После битвы при Гавгамелах остатки мелофоров сопровождали бежавшего Дария III (Arr. An., III.13.1; 16.1).
    (Последнее упоминание «так называемых Бессмертных» относится ко времени Дария II (Paus., VI.5.7), хотя источник может быть сомнительным. Может быть, их-то и заменили кардаки.)
    При Гавгамелах кроме мелофоров Диодор также упоминает (кроме гвардейской конницы) «все царские войска, относящиеся ко дворцу» (Diod., XVII.59.4; скорее это полувоенные отряды типа носителей царских одежд или охраны казны). Также его характеристика мелофоров мало соответствует тысячному отряду (2000?); но о 1000 персов-мелофоров пишет около 350 г. Гераклид (у Афинея), и Александр воссоздал отряд из всего 500 персов-мелофоров (но ср.: Diod., XVII.110.1 – о 1000 знатных персов). Наконец, статус хазарапата как хилиарха-тысячника относится, вероятно, к командованию именно мелофорами. Слова Гезихия о мелофорах не имеют временной привязки, но подтверждают их этникон (персы) и близость к царю.

  4. Иван пишет:

    Спасибо.

  5. Виктор пишет:

    Многочисленные восстания покоренных народов против персидского господства были вызваны тяжелыми податями, обременительной военной повинностью, наконец, угоном многих тысяч квалифицированных ремесленников в Иран для сооружения царских дворцов. Мощным восстанием, причина которого коренилась в эксплуатации крестьян-общинников местной родовой знатью, была охвачена и сама Персия.

Ваш отзыв