Древнее вооружение: римская армия домината
Автор: Strateg, 14 Апр 2015
В первой статье о римской армии поздней империи мы рассмотрели организацию армии после реформ Диоклетиана – Константина. Во второй статье поговорим о вооружении римской армии эпохи домината, которые существенно изменились по сравнению с вооружением римской армией принципата.
К середине 3 в. классический вид имперского легионера в лорике сегментате, галльском шлеме и с прямоугольным скутумом остался в прошлом. Шлемы преобладают сегментные, самые простые шлемы из двух сегментов называются гребневыми (половинки шлема соединяются по середине гребнем). Встречаются каски на подобии атических шлемов, как на арке Константина.
(Шлем в левом верхнем углу в эпоху домината не встречается)
Доспехи используются ламеллярные и кольчужные. Большие щиты имеют круглую и овальную форму. Характерные изображения на щитах, позволяющие идентифицировать подразделения, приводятся на рисунках из Notitia Dignitatum (рисунки ниже). Марцеллин, Римская История, 16.12.6: “По знакам различия на щитах аламанны признали в солдатах Барбациона тех самых, из-за которых лишь немногие из их грабительских банд вернулись на родину…”
Мечи спаты с правого бока перемещаются на левый и висят на перевязи. Используется многочисленное метательное оружие, описываемое Вегецием. Вегеций жалуется, что в его время редко можно встретить пилум, который теперь называется спикулум. Легкие дротики называются верутумами. Часть воинов вооружалась метательными копьями – ланцеями, часть могла использовать ручные баллисты (античные арбалеты). Значительное число воинов носило с внутренней стороны щита пять маттиобарбул (плюмбаты). Есть подробное описание и изображение этого оружия.
Трактат анонимного реформатора «О военном деле», 10 (Описание плюмбаты-трибуляты): “Рассматриваемый здесь род дротика, снабжен опереньем как у стрелы и выстреливается не луком и не толчком баллисты, а направляется во врага при рукопашной схватке резким и сильным броском руки. Он причиняет урон двойным способом: либо же вонзаясь убивает, либо, если не поранив цель падает на землю, впивается в подошву наступающих, так как каким бы боком он не повернулся, он [всегда] нанесет рану шипом, выступающим с этой стороны. Сделан он из хорошо обработанной древесины по образу стрелы, к которой прикрепляется тщательнейшим образом подогнанное острие, по внешнему виду напоминающее рогатину, но фистула этого острия более удлинена. Прикрепленные свинцом шипы, вставленные сверху на небольшом расстоянии, выступают вперед, подобно трибуле (“ежу”). Для быстроты [полета] на конце этого дротика прикрепляются перья, разумеется, оставив выше этих перьев столько места, чтобы его можно было обхватить пальцами.” 11 (Описание плюмбаты мамиллаты): “Хорошо растянутый и выпрямленный прут с прикрепленными к нему свинцом и перьями (в тех же местах, что и у трибуляты) принимает на своем конце шаровидную форму с вытянутым вперед острием. Закругленность метательного снаряда вместе с тяжестью свинца и быстротой перьев поможет легче пробить щиты противника и им подобную защиту.”
Одной из проблем в обсуждении вооружения римской армии домината является отказ от доспехов. Такие гипотезы возникают на основе некоторых изобразительных источников, чаще всего надгробий или некоторых сцен с арки Константина Великого, а так же из работы Вегеция, Краткое изложение военного дела, 1.20: “… оружие всадников улучшилось по примеру готов и аланской и гуннской конницы, то пехотинцы, как известно, оказались незащищенными. От основания города до времени божественного Грациана пешее войско было вооружено и панцирями и шлемами. Но когда с появлением небрежности и стремления к безделью начало прекращаться упражнение в поле, стали считать, что оружие очень тяжело, так как воины стали редко его надевать. Поэтому воины стали требовать от императора сначала относительно панцирей, а затем и шлемов… отказаться… Таким образом, и бывает, что не о битве, а о бегстве помышляют те, кто, стоя в боевых рядах чуть не голыми, подставляют себя под удары и получают раны.”
Строго говоря, раз мы имеем указания на времена Грациана, то изображения воинов без доспехов можно учитывать только после битвы при Адрианополе, а более ранние изображения интерпретировать другим образом. Например, некими традициями изображения людей на надгробиях, или ситуациями, когда воины не носят доспехов, если не находятся непосредственно в бою. С другой стороны многие изобразительные и литературные источники показывают римскую армию хорошо вооруженной.
О различных доспехах постоянно упоминает Марцеллин, 15.8.15: “Страшный шум подняли солдаты, ударяя щитами по наколенникам (!) – это знак полного одобрения, в то время как, напротив, удар копьем о щит служит выражением гнева и скорби…” 16.12.55: “Наши солдаты, двигаясь бегом в полном вооружении, без устали теснили врагов.” 18.8.9: “Отчаявшись в спасении своей жизни, мы бились храбро и были оттеснены к крутым берегам Тигра. Одни бросались вниз, но под тяжестью вооружения застревали на мелких местах русла реки; другие попадали в водовороты и тонули…” 19.11.13 (отсутствие доспехов показано как исключительный случай): “Воодушевившись до полного презрения к смерти, они (римские солдаты) хотя и были не в полном боевом снаряжении вследствие внезапности этого дела, тем не менее, подняв громкий боевой клич, бросились на полчища варваров, которые твердо решились умереть на месте. Тут оказались убитые из наших, хотя и немного; они были или смяты во время страшного натиска, или же их постиг рок, когда они, оказывая сопротивление ярости врага, открывали свои не покрытые панцирями бока.” 31.10.14: “Бой шел с большими потерями с обеих сторон: многие из наших рубили врага, но немало их было зарублено насмерть; блистающие золотом и разноцветными красками доспехи императорской (Грациана) гвардии погнулись под частыми ударами метательных снарядов.” 31.13.7: “Высоко поднявшееся солнце, которое передвигалось в обиталище небесной Девы, палило римлян, истощенных голодом и жаждой, обремененных тяжестью оружия.”
Можно предположить, что без доспехов воевали многочисленные войска федератов с конца 4 в., но те же готы с удовольствием использовали римское трофейное оружие. С чего бы это им отказываться от доспехов? Существует возможность, что воины ауксилии были легче вооружены. Вегеций, 2.30: “Есть и другая причина, почему легионы становились малочисленное: в них — более трудная военная служба, более тяжелое оружие, больше обязанностей, более строгая дисциплина. Избегая этого, многие спешат записаться во вспомогательные войска, где меньше трудностей и скорее получаются награды.”
Есть еще вариант, что разные шеренги в строю имеют разное вооружение, что обсуждается в статье Римская армия домината в бою. У того же Вегеция можно узнать о знаменитых панонских шапочках, часто встречающихся на изображениях римских воинов поздней империи. 1.20: “Почти до последнего времени было принято, чтобы все воины носили шапки, которые назывались паннонскими и были сшиты из шкур; этот обычай сохранялся для того, чтобы создавалась привычка всегда что-нибудь носить на голове и в сражении шлем не казался бы тяжелым.”
Интересно использование в рукопашном бою секир. Марцеллин, описывая битву при Адрианополе упоминает бой пехоты в окружении: “…наши в отчаянии взялись снова за мечи и стали рубить врага, и взаимные удары секир пробивали шлемы и панцири.” О римской коннице, вооруженной секирами пишет Арриан в Диспозиции против аланов: “Вся конница …становится за пехотинцами. Из них все конные лучники размещаются непосредственно за фалангой, чтобы стрелять поверх неё; а все, сколько есть, копьеносцев, пикейщиков, меченосцев и секироносцев будут развернуты лицом к флангам и ждут условного сигнала.” Секиры, как и другое вооружение, изготавливаемое в римских мастерских можно увидеть на рисунках в Нотиции Дигнитатум.
Конница, помимо легких всадников, тоже имела хорошие доспехи. Вегеций, 2.14: “Каждая турма состояла из 32 всадников. Тот, кто ею командовал, назывался декурионом… он должен быть прежде всего ловким, чтобы уметь в панцире, в полном вооружении, всем на удивление, вскочить на коня, крепко сидеть на нем, искусно владеть пикой, умело метать стрелы; необходимо также, чтобы он мог научить своих турмовиков, т.е. всадников, отданных под его наблюдение, всему, что требуется в конном сражении, и заставить их часто чистить и держать в порядке свои панцири (лорики) или латы (катафракты), пики и шлемы. Блеск оружия внушает врагам особенный страх.”
Лучшая защита была у всадников клибанариев. Клибанарии упоминаются еще в войске Максенция в битве под Турином против Константина: “…кони и люди одинаково заключены в железное облачение. В войске их называли клибанариями: люди были покрыты [броней] в верхней части, панцирь простирался вниз до груди коней и свисал до их передних ног, защищая их от вреда от раны, не препятствуя их ходу.” Либаний, в Надгробной речи Юлиану, (orat. XVIII) 37,206 почему то припысывает появление клибанариев Констанцию 2: “В то время как в его (императора Констанция) распоряжении было все то количество войска, сколько раньше обслуживало трех императоров, при чем много было и гоплитов, и всадников, из коих самым грозным был отряд, чьи доспехи делали его неуязвимым… Но все же этот государь, великий в своих военных сборах, обладатель бесчисленных, замечательных городов, принимавший много податей, вывезший не мало золота из рудников, прикрывший железными доспехами всадников с головы до ног тщательнее персов, и коней предохраняя бронею от поранений… сидел на месте, обложившись таким огромным войском…” Нужно отметить, что первое упоминание о клибанариях в римской армии относится еще ко временам персидского похода Александра Севера, о чем было упомянуто в статье о вооружении армии принципата. Но там вызывает сомнение как автор первоисточника, так и информация о численности и вооружении сасанидов.
Марцеллин так рисует парад Констанция в Риме, 16.10.7-8: “Вслед за длинным строем передней части свиты несли драконов с пурпурными нашивками, прикрепленных к верхушкам копий, блиставшим золотом и драгоценными камнями; колеблемые ветром, они, словно разъяренные, шипели своей огромной пастью, и хвосты их вились в воздухе длинными извивами. По обеим сторонам шел двойной ряд воинов со щитами, в шлемах, на которых переливчатым светом играли султаны и в блестящих искрящихся панцирях. То тут, то там видны были закованные в доспехи всадники, которых называют клибанариями (clibanarios); покрытые панцирем и опоясанные железными полосами, они казались изваянными рукой Праксителя статуями, а не живыми людьми. Тонкие железные колечки, скрепленные между собою, охватывали все части тела, приспосабливаясь к их изгибам, так что при каком угодно движении тела одеяние плотно облегало его части.”
Достаточно спорно различие между катафрактами, катафрактариями и клибанариями. Марцеллин термин “катафрактарий” (cataphractarii) использует для римской тяжелой конницы, а “катафракты” (cataphractis) для персов сасанидов. Для римских всадников под “катафрактой” чаще всего понимается тяжелый доспех. Есть две версии. По одной версии название катафракты (катафрактарии) относится к тяжелой коннице на небронированных конях, у клибанариев есть конный доспех. (Однако сасаниды, которые должны иметь конный доспех почему то названы катафрактами.) Другая версия – термин зависит от происхождения. Катафракты появляются в римской армии еще при Адриане во времена принципата, очевидно под влиянием сарматов. Клибанарии появляются в результате восточного влияния сасанидов и Пальмиры. Тут не очень понятно, почему не было раннего заимствования катафрактов у парфян. Клибанарии имели статус выше чем катафрактарии, но особой пользы против стойкой пехоты от них не было.
Комментарии
Ваш отзыв