Древнее вооружение: персидская армия 5-4 вв. до н.э.
Автор: Strateg, 11 Янв 2013
Нас будет интересовать вооружение персидской армии в эпоху противостояния с греками от Дария 1 до Дария 3. Информацию по персидской армии 5 в. можно взять в “Истории” Геродота и у Ксенофонта в “Греческой истории” и “Анабасисе”. Есть еще ряд других литературных источников, которые дополняются изображениями на греческих вазах и персидскими барельефами. Сложности состоят в очень большом количестве контингентов персидской армии, сомнениями в достоверности сведений Геродота о вооружении и проблемами с идентификацией барельефов.
Конница персов
Конница персов была вооружена метательными копьями (дротиками) – пальтонами и луками. В битве при Платеях: “Всадники прискакали и стали причинять большой урон всему эллинскому войску своими дротиками и стрелами: это были конные лучники, и потому к ним было нелегко подступиться.” В битве при Марафоне конница участия не принимала. Ксенофонт описывает бой Фарнабаза против спартанской армии Агесилая: “Затем варвары перешли в наступление. Когда же дело дошло до рукопашной, все те греки, которые пытались поражать персов копьями, обломали себе наконечники, персы же, будучи вооружены дерновыми дротиками, скоро убили двенадцать всадников и двух лошадей, после чего греческие всадники были обращены в бегство.”
Лучшими лучниками считались скифские племена, например саки и массагеты. Ктессий, в “Персике”, 12-13 приводит случай, когда Дарий 1 хотел вторгнуться к скифам: “Скифарб, царь скифов, в гневе написал Дарию оскорбительное письмо, и это заставило его ответить в том же тоне. Дарий, наконец, собрав армию в 800 000 человек, построив мосты через Босфор и Истр, вступил в землю скифов, в течении 15 дней. Они послали друг другу луки. Скифский лук оказался крепче. Тогда Дарий обратился в бегство. Он перешел через мосты и в спешке их разрушил, прежде, чем, переправилось все войско. Оставленные в Европе 80 000 были перебиты Скифарбом.”
Персидская конница первой половины 5 в. до н.э. не имела защитного вооружения. Отдельные примеры показывают наличие хорошего доспеха, как видим у Масистия при Платеях. Немного позже появляются изображения всадников со щитами:
Но в общей массе это была легкая конница, которая так и не смогла нанести серьезных потерь греческой фаланге. Во второй половине 5 в. персы пробуют преобразовать конницу, делая ее более тяжелой за счет доспехов.
На этом всаднике надет льняной панцирь и на штанах, по мнению некоторых историков, изображены металлические чешуйки. Хорошо защищенные доспехом всадники появляются в битве при Кунаксе. Там же мы видим появление серпоносных колесниц. Реформы персидской конницы были направлены на то, чтобы разрушить греческий строй колесницами и проникнуть в разрывы фаланги тяжелой конницей. Обычные колесницы существовали в персидской армии и раньше. Геродот упоминает индийские и ливийские колесницы. Но противостояние их с греками не отмечено.
Пехота персов
Основным оружием персов был лук. Эсхил, который писал во время греко-персидских войн, в поэме “Персы” постоянно подчеркивает противостояние персидского лука и греческих копий: “С ассирийской колесницы Кораблями и бойцами Управляя (Ксеркс), и навстречу Копьям вражьим стрелы шлет… Сразил ли врага натянутый лук, Или вражье копье Острием одержало победу?” Атосса (жена Дария, мать Ксеркса), спрашивает о греках: “Эти люди мечут стрелы, напрягая тетиву? Нет, с копьем они предлинным в бой выходят и щитом.”
Интересно сравнение персидских лучников с самыми лучшими греческими лучниками – критянами. Ксенофонт, Анабасис, 3.3-4: “Дело в том, что враги (персы) сейчас стреляют из луков и пращей на такое большое расстояние, что и критяне, отстреливаясь, не в состоянии попадать во врагов, так же как и метатели дротиков… Остальную, часть дня эллины шли впереди, а варвары следовали за ними, причем последние не наносили эллинам потерь при перестрелке, так как родосцы стреляли из пращей на большее расстояние, чем персидские пращники и лучники. Но луки у персов больше, и те из них, которые были захвачены, пригодились критянам: они постоянно пользовались вражескими луками и упражнялись в стрельбе на далекое расстояние, пуская стрелы вверх.” 4.2: “Кардухи были настолько проворны, что им удавалось убегать даже после того, как они подходили к эллинам на близкое расстояние. У них ведь не было другого оружия, кроме луков и пращей. Это прекрасные стрелки из лука, а величина их лука равнялась примерно 3 локтям и длина стрел 2 локтям с лишним; во время стрельбы они натягивали тетиву, наступая левой ногой на нижнюю часть лука. Стрелы их пробивали щиты и панцыри. Когда эллины овладевали стрелами, то пользовались ими как дротиками, снабдив их ремнями.”
Копья у персов тоже были, но короче греческих. Это видно и на барельефах и на это указывает Геродот в битве при Фермопилах: “На смену им прибыли персы во главе с Гидарном (царь называл их “бессмертными”). Они думали легко покончить с врагами. Но когда дело дошло до рукопашной, то персы не добились большего успеха, чем мидяне, но дело шло одинаково плохо: персам приходилось сражаться в теснине с более короткими копьями, чем у эллинов.”
Тут мы подходим к вопросу, кто же такие были “бессмертные” и чем они были вооружены. Геродот прямо не указывает, что в персидской армии вторжения Ксеркса десять тысяч персов, идущих вслед за царем это и есть бессмертные. У Геродота они называются “амртака”. Но логически вытекает, что эти десять тысяч, у которых подтоки копий были в виде тысячи золотых и девяти тысяч серебряных яблок – это и есть бессмертные под командованием Гидарна. Амртака – лучший регулярный персидский контингент, который постоянно пополнял число до полного состава. Десятитысячные отряды у персов назывались байварабам. Помимо амртака спереди и сзади Ксеркса идут по тысячи солдат тоже с яблоками. У одних копья смотрят вниз, у других вверх. Это личная гвардия Ксеркса – арштибара. В отличие от бессмертных, на участие гвардии в боях с греками не указано. Не будем углубляться в разные версии о гранатах и яблоках, о том, одна или две тысячи было арштибара, для нас будет важнее понять что-то о вооружении этих элитных частей.
Приведу подборку изображений различных барельефов, имеющих отношение к персидским царям:
Как видим, на изображениях присутствуют варианты: воины с копьем и луком и воины с копьем и щитом в виде восьмерки. Щит в виде восьмерки напоминает греческий беотийский щит. Но беотийский щит греков был покрыт бронзой. Из чего сделан этот персидский щит – непонятно. Литературные источники говорят о плетеных ивовых щитах. На персидском и греческом языках они звучат как спара или геррон. Спарабара – носители щита спара. При Платеях и в битве при Микале персы строили “стену щитов” из павез. Десятки в персидской армии назывались датабам. Старший десятка – датапатиш. Еще со времен Ассирии в азиатских армиях сочетались копейщик с большим щитом, стоящий спереди и лучники, стоящие за ним. Отсюда есть предположение, что персидская спарабара – впереди стоящий датапатиш с копьем за большим щитом и сзади девять лучников. Прямо напрашивается вывод, что 1000 бессмертных с золотыми яблоками – это копейщики датапатиш, а 9000 бессмертных с серебряными яблоками – лучники.
Изображение спарабара:
Как видим, изображения спарабара не имеют ничего общего с изображением на барельефах. Интересно отметить, что на верхнем изображении, показывающем скорее всего скифа, нарисован меч, очень напоминающий копис. Есть даже версия, что кописы греки заимствовали у персов. Лучники могли быть вооружены топориками. Ксенофонт, Анабасис, 4.4.16: “…привел с собой пленного, вооруженного персидским луком, колчаном и секирой, подобной секирам амазонок. На вопрос, кто он такой, тот ответил “перс”…”
На барельефах персы одеты в “ахеменидское платье” – длинные туники, на головах многогранные тиары, высокие шапки, либо повязки ткани. Это одежда 6 в. до н.э., либо вариант придворных одежд. Во времена греко-персидских войн персы используют мидийские одежды с короткими туникам и капюшонами. Различные народности в войске персов могут использовать скифские, фригийские или фракийские колпаки.
Итак, вопросы:
1. Как нам отличить лейб-гвардию арштибара от бессмертных амртака?
2. Как были вооружены эти отряды персидской армии?
На первый вопрос скорее всего ответить не удастся. Рассмотреть: на копьях яблоки золотые, серебряные или гранаты, реконструировать количество пурпура в одеянии, судить по головному убору – весьма проблематично.
Для определения щитов у нас есть следующая информация к размышлению: При Платеях против спартанцев стояли лучшие персидские части, очевидно бессмертные, которые были у Мардония. Сначала персы осыпали спартанцев стрелами, а потом спартанцам пришлось проламывать линию стационарных щитов в рукопашной. Такая же линия щитов стояла в те же дни при Микале, но бессмертных там не было. Значит, спарабару формировали и обычные контингенты персидской армии. При Фермопилах Ксеркс бросил бессметрных в рукопашную с копьями. Те же бессмертные шли в обход по тропинке, осыпав фокейцев стрелами. Бросаться в рукопашную и идти по горным тропам со стационарными щитами – абсурдно. Делать то же самое вообще без щитов – самоубийство. Логичнее всего предположить именно щиты в виде восьмерок, которыми были снабжены копейщики, сопровождаемые лучниками без щитов. Лучники одновременно могли быть снабжены копьем. А большие квадратные спара выставлялись перед любыми персидскими отрядами по необходимости. Но когда линия щитов была прорвана персы проигрывали грекам. Геродот: “Потерпели же персы поражение главным образом потому, что у них не было тяжелого вооружения и они должны были сражаться легковооруженными против гоплитов.” Наличие некоторого количества возможных льняных или чешуйчатых доспехов без хорошего щита персов не спасало. Поэтому, как и в коннице, в пехоте к концу 5 в. до н.э. происходят изменения. Персы в качестве тяжелой пехоты нанимают самих греков. В большом количестве появляются войска по типу пельтастов – такабара, которые имеют небольшой легкий щит така вместо пельты.
Такабара в большинстве были дротикометателями, хотя этот щит могли использовать и лучники. Позднее, ко временам сражений армии Дария 3 против Александра Македонского, персы пытались образовать собственную пехоту, с вооружением наподобие гоплитов, но не сильно в этом преуспели.
На этой иллюстрации интересен персонаж второй слева. Художник называет его халибом. Халибов описывает Ксенофонт в “Анабасисе”, 4.7.15: “Племя халибов самое храброе из всех племен, через земли которых проходили эллины; они вступили с последними в рукопашный бой. Халибы носили льняные панцири, доходившие до нижней части живота, а вместо чешуек панциря они пользовались сучеными, туго переплетенными веревками. Они носили также поножи и шлемы, а у пояса кинжал вроде лаконского меча, которым закалывали тех, кого удавалось осилить… Халибы также имели при себе копья длиной примерно в 5 локтей с одним острием.” Меч, а на самом деле серп, не соответствует лаконскому мечу. Серп художник явно срисовал с изображения ликийского воина.
Вооружение ликийских воинов есть в описании флота Ксеркса: “Они носили панцири и поножи, кизиловые луки, неоперенные камышовые стрелы и дротики. На плечах у них были накинуты козьи шкуры, а на головах – шапки, увенчанные перьями. Кроме того, у них были еще кинжалы и серпы.” Не очень похоже на приведенный барельеф. Но на барельефе есть подпись.
В персидской армии присутствовало еще много самых различных народностей и большое разнообразие вооружения. Но достоверность данных о вооружении персов остается под большим вопросом.
Ливийские колесницы с греками должны были меситься – вспомни про Киренаику. А потом греки сами перешли на колесницы там.
Конные лучники у самих персов ко времени Кира Младшего и Дария III исчезают, их заменяют восточными кочевниками.
В оригинале у халибов не лаконский меч, а лаконский xyele. И не все источники считали xyele боевым оружием, скорее это именно нож. Гезихий описывает xyele так: “небольшой меч, которые некоторые называют серпом”. У халибов это тоже не боевое оружие.
Об этом рельефе см. статью: Nayler A. Lost and Found in Anatolia // Slingshot. 1999. № 201. P. 28-29.
В Анатолии это, видимо, оружие не только ликийцев, но и, возможно, лидийцев, карийцев и, возможно, фригийцев.
Так что…
Макс, спасибо за дополнение.
Лаконские мечи были немного меньше, чем у остальных. Возможно, что применим термин “кинжал”. Но вот как то кинжал и серп должны по форме различаться.
Что касается восточных кочевников, у меня написано, лучшие стрелки – скифы. А разбираться подробно во всех возможных вариантах чумазиков очень хлопотно.
Ливийские колесницы, считаешь, должны сражаться как в троянской войне? Просто подвозить передовых бойцов? Меня интересует способ боя ливийских колесниц в разрезе Карфагена.
“Что касается восточных кочевников, у меня написано, лучшие стрелки – скифы. А разбираться подробно во всех возможных вариантах чумазиков очень хлопотно/” – “Чумазики” создали первую в мире цивилизацию(шумеры), и первую в мире империю (ассирийцы). Как то так тактик(-:
Шумеры и ассирийцы разве кочевники?
Сереж, спартанский боевой (колющий) меч и xyele – РАЗНЫЕ вещи. Первый был действительно прямым, хотя и коротким. Второй – очевидно, кривой; и в самой Спарте его носили мальчики (рассказ о Драконтии у Ксенофонта в «Анабасисе»); Плутарх описывает драку лаконских мальчишек на серпах; железные серпы позднее посвящались мальчиками Артемиде.
Так что это тебе в копилку: поменьше доверять переводам.
Про ливийские и киренские колесницы до нитки разобрано А.К. Нефёдкиным в его монографии про колесницы. Цельная глава.
На рисунке Шейнина у халиба серп по своим размерам похож на кинжал?
Монографии Нефедкина у меня нет. В отдельных статьях, которые в инете выложены, пока не нашел о ливийских колесницах.
Макс, если знаешь, подскажи мне на ХЛегио по гомеям при Левктрах.
У халибов не просто кинжал, а махайрион – малая махайра.
Ну так взял бы и нашел. Прошло уже сколько лет, а ты, вместо того чтобы книги нужные искать, все правила для солдатиков коллекционируешь!
))) Мой мозг имеет ограничения по размеру информации. И так каждый день что то новое добавляю. Все не лезет.
Млин, за 10 с лишним лет мог бы и расчистить!
А что не так?
Картледж считает так: при Лектрах 4 лаконских моры = 2240 чел. (по 16 эномотий на мору из 35 чел.). Известно, что присутствовали около 700 спартиатов, практически все пехотинцы (или все, кроме командира конницы). Если 300 были “всадниками” и если они стояли отдельно от мор (учитывая эмендацию в тексте Ксенофонта 6.4.14), то в морах было только около 400 спартиатов (на 2250 чел.), прочие – периэки и спартанцы статуса пониже.
По мнению Лейзенби, сомнительно, чтобы при Левктрах было только 2540 спартанских гоплитов – 4 моры по 560 и “всадники” в 300 (стояли вероятно между 1-й и 2-й морами, считая справа). Отмечает, что 35 чел. в эномотии, а по штату – 40. В каждой эномотии 3-4 спартиата в среднем, и вероятно, что некоторые даже эномотархи не были спартиатами.
По его расчетам, при Лектрах в море 1120 (32 эномотии по 35 человек в каждой; а по штату 32 эномотии по 40 чел. = 1280 чел.), а спартанская фаланга при Левктрах должна была иметь 4480 гоплитов (не считая “всадников”). Также отмечает, что нет свидетельств о том, что периэки служили в составе мор.
Эномотия 3х12=36 человек. Мора = 576 человек.
Ксенофонт пишет 4 моры ГРАЖДАН. Никаких периеков там быть не может. Периеки обычно упоминаются отдельно. Кстати, 300 спартанцев – гиппеи (конники) – входят в состав мор:
“Предписывает он и длинные волосы для перешагнувших порог юности, считая, что так воины будут казаться более рослыми, благородными и грозными. И таким образом обустроив это, он разделил конников и гоплитов на 6 мор. Каждая из этих гражданских мор имеет одного полемарха, четырех лохагов, 8 пентеконтеров и 16 эномотархов.” – Полития лакедемонян
Но, если вдруг предположить, что в морах действительно кроме гомеев есть и недограждане, то в 4 морах 700 гомеев, значит в 6 морах 1000 гомеев на всю Спарту???
Да что ты! У авторитетов другие версии. В том числе и про мору.
Умный какой! Ты в оригинале найди мне ГРАЖДАН для начала. Там просто – 4 моры + союзники.
То, что спартанская конница делилась на моры, это понятно. “Всадники” то тут при чем? У них особая организация.